Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА

Рубрика: Оценка кредитоспособности

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обяза­тельствам (основному долгу и процентам).

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособнос­ти не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспек­тиву. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из фор­мальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособ­ности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заклю­чения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конк­ретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе теку­щей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредит­ная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация как юридичес­кого лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соот­ветствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юриди­ческого лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотрас­левым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его парт­неров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт рабо­ты), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды отдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кре­стной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирм, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика — физического лица. Под­писание договора неуполномоченным или недееспособным лицом оз­начает большую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента являет­ся его способность заработать средства для погашения долга в ходе те­кущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в эконо­мической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заем­щика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недви­жимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентировать­ся на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельно­сти заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспо­собности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе сложившихся тре­бований к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капи­тала) и коэффициентов финансового левера; 2) степень вложения соб­ственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщи­ка и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гаран­тия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном до­говоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заем­щика банкротом, то качество конкретного вторичного источника га­рантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и стра­хователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка, проблемах с ликвидностью его баланса или достаточнос­тью капитала.

K условиям. в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточ­ен капитала, уровня менеджмента заемщика.

Последний критерий — контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливав банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковс­кого надзора, контролирующих качество ссуд.

Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов от­носятся:

  • оценка делового риска;
  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы фи­нансовых коэффициентов;
    • анализ денежного потока;
    • сбор информации о клиенте;
    • наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует спе­цифика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.





Метка: