Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Реформы 1833 и 1844 гг.

Рубрика: Банковская система Англии

§ 2. Кризисы конца ХVIII в. (в 1793 г. свыше 100 банков потер­пели крах; между 1810 и 1817 гг. — 600 банков) и в особенности кризис 1825 г., когда около 700 банкирских фирм вынуждены были прекратить платежи, вскрыли все несовершенство старой английской банковой системы, ее неприспособленность для удовлетворения расту­щих требований промышленного капитализма.

С 1825 г. начинается период коренных реформ в английском бан­ковом законодательстве: в 1833 г. предоставляется право учреждения акционерных депозитных банков (без права выпуска банкнот) не только в провинции (что было допущено и законом 1826 г., причем провин­циальные акционерные банки обладали также и банкнотно-эмиссионным правом), но и в Лондоне.

В этом же году при возобновлении банковской привилегии, Англий­ский банк получил весьма существенное преимущество по сравнению с другими банками: его банкнотам была придана сила законных пла­тежных средств (по-английски «легаль тендер») на территории Англии. По сам Английский банк, согласно этому постановлению, должен по требованию производить платежи не банкнотами, но золотыми моне­тами и вообще законными платежными средствами. В 1844 г. был принят знаменитый Акт Роберта Пиля о регулировании банкнотной эмиссии.

Этот Акт, долгое время бывший предметом широких дискуссий в научных и общественных кругах и оказавший огромное влияние на развитие английской денежной и банковой системы, заключался в следующем. Английский банк был разбит на два отдела или «депар­тамента» — банковский и эмиссионный. Последний мог выпускать банк­ноты, не обеспеченные золотом, только на 14 млн. фун. ст. Эта сумма обеспечивалась правительственным долгом и ценными бумагами. Бан­ковский же департамент действует как обычный депозитный банк с той разницей, что он располагает также дополнительным фондом кре­дитования в виде банкнот, выпускаемых Эмиссионным департаментом, причем выпущенными в обращение считаются все банкноты, передан­ные в Банковский департамент. Банкноты, выпущенные сверх указан­ного выше контингента (14 млн. фун. ст.), должны быть полностью обеспечены золотом.

Для всех других банков и банкиров был установлен еще более жесткий контингент непокрытых банкнот, а именно для всех 207 «част­ных» банков и банкиров 5,1 млн. фун. ст., а для 97 акционерных бан­ков 12,9 млн. фун. ст. В случае же отказа какого-либо из банков от права эмиссии, контингент непокрытых банкнот Английского банка увеличивается па 2/3 контингента данного банка.

Реформы 1833 и 1844 гг., с одной стороны, расчистили путь для формирования акционерных депозитных банков, а с другой стороны, придали Английскому банку положение центрального регулятора всей денежно-кредитной системы страны. Оставаясь частным кредитным учреждением, Английский банк фактически являлся и является про­водником государственной кредитно-денежной политики.

С 40-х годов прошлого века начинается быстрый рост акционер­ных депозитных банков и вытеснение ими частных банкиров. С другой стороны, этим ростом акционерных банков Английский банк чем даль­ше, тем больше выдвигался на положение «банка банков», т. е. цен­трального банка, который непосредственно связан главным образом с акционерными и частными банками, но не с функционирующими капиталистами.

Акт Роберта Пиля несомненно содействовал развитию депозитных банков, что прямо вытекало из ею отрицательной роли в отношении банкнотной эмиссии. Это был, по выражению Маркса, «нелепейший акт», потому, что он лишил банкнотно-эмиссионный банк присущих ему функций. Мы знаем из 1 отдела этой части, что создание в фор­ме банкнот необходимых средств обращения расширяет границы де­нежного обращения в соответствии с ростом производства и товар­ного обращения и независимо от металлической наличности. Актом же Роберта Пиля была парализована эта единственная функция банкнот­ной эмиссии, так как расширение последней было поставлено в связь с ростом металлической наличности у Английского банка, но не с ростом производства и обращения. Тем самым (если не считать не-имеющей значения для Англии суммы непокрытых банкнот в 14 млн. фун. ст.) Акт Роберта Пиля по существу лишал банкноту ее эконо­мической «души», т. е. уничтожил банкноту, заменив ее сертифика­том (свидетельством) на металл. Обращение таких на 100% обеспе­ченных золотом банкнот ведь, по существу, есть не что иное, как обращение золотых монет, и если бы вместо банкнот обращались эти последние, то никакого изменения в этой системе не произошло бы.

«Нелепое законодательство», конечно, может оказать помехи эко­номическому развитию, но оно де в силах устранить экономические законы. Банкнота была «убита» Актом Роберта Пиля, но этот акт не мог устранить других форм банковской эмиссии средств обращения, поскольку эта эмиссия необходима для развития капитализма. Мы «знаем, что такими формами эмиссии являются акцепт-аваль и депо­зиты-чеки. И именно потому, что в Англии банкнотная эмиссия ока­залась связанной, это ускорило и усилило развитие других форм бан­ковской эмиссии. Депозитные банки вместе с Банковым департаментом Английского банка призваны были заполнить ту пустоту в денежном обращении, которая должна была образоваться в связи с Актом Ро­берта Пиля.

В силу указанного обстоятельства, английские депозитные банки развивались в первую очередь как банки депозитно-эмиссионные. Имея широкий простор для депозитно-чековой эмиссии в связи с мощным ростом товарооборота в Англии в течение всего XIX в., английские депозитные банки широко развивали, в соответствии с природой своих пассивов, ссудно-денежный кредит. Организованная еще в 1775 г. Ан­глийская Расчетная палата дала возможность английским депозитным байкам широко развивать не только внутрибанковский, но и между­банковский жиро-оборот, а это, как мы знаем, является необходимым условием депозитно-чековой эмиссии. В итоге английские банкноты до 1928 г. имели 100% золотое обеспечение, но зато вся огромная масса депозитов, во много раз превышающая сумму банкнот, не имела ни­какого обеспечения.





Метка: