Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Аудит и отчетность Бундесбанка

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Как и все центральные банки, Бундесбанк подвергает свою годовую отчетность аудиту. Отчетность проверяется одним или несколькими аудиторами, назначенными ЦБС по согласованию с Федеральной счетной палатой. После утверждения в ЦБС отчетность публикуется директоратом. Заключение аудиторов служит отправной точкой для аудита, который проводит Федеральная счетная палата. Ежегодная отчетность Банка с комментариями Федеральной счетной палаты направляется министру финансов, но от него не требуется ни контроля над ней, ни ее утверждения.

Прибыль Бундесбанка за вычетом установленных резервных отчислений переводится на счет правительства. По итогам 1996 года, она составила 9,43 (в 1995 — 10,93) млрд марок. Из них — 601 млн зачислен в резервный фонд, который в результате вырос до 13,02 млрд марок, т.е. до 5% от общей суммы находящихся в обороте банкнот. Остальные 8,83 млрд поступили в федеральный бюджет. Важнейшим источником прибыли Бундесбанка стали процентные доходы (12,9 млрд марок, в том числе 6,6 млрд от иностранных инвестиций), уменьшение которых по сравнению с 1995 годом на 2,15 млрд привело к снижению общей прибыли. Валюта баланса в 1996 году выросла на 12 млрд до 366 млрд марок, кредиты банкам-резидентам — на 13 млрд до 260 млрд марок.

Чистая прибыль Дойче Бундесбанка, по итогам 1997 года, составила 24,23 млрд марок. После предусмотренных законом резервных отчислений в размере 14 млн марок Центробанк перевёл на счета правительства 24,21 млрд марок, из них 7 млрд поступили непосредственно в федеральный бюджет, а остальные 17,2 млрд марок использованы на погашение долгов, образовавшихся в связи с присоединением бывшей ГДР. Рекордная прибыль объясняется в первую очередь переоценкой валютных резервов. С 1995 года Бундесбанк, исходя из принципа самой низкой стоимости, оценивал свои долларовые активы по курсу 1,3620 марки за доллар. В балансе 1997 года доллар оценивается в 1,5396 марки при том, что действовавшие нормативы позволяли оценивать его по стоимости приобретения, составляющей в среднем, по данным экспертов, 1,57 марки. На конец 1997 года размер валютных резервов Бундесбанка был равен 72,3 млрд марок, тогда как в 1995 году — 68,5 млрд марок.

В 1997 году правительство потребовало от Бундесбанка переоценить не только валютные резервы, но и золотой запас. Однако Бундесбанк в мае 1997 года отверг предложение правительства, сославшись на то, что подобная операция противоречит не только германским традициям, но и положениям о независимости центробанков, содержащимся в Маастрихтских соглашениях. Согласно балансу на 1 января 1998 года, золотой запас в размере 95 млн тройских унций оценивался в 13,7 млрд марок исходя из 144 марок за унцию. Увеличение основного капитала Бундесбанка с 290 млн марок до 5 млрд марок позволило уже в балансе за 1998 год привести структуру капитала Бундесбанка в соответствие с объемом его операций и местом в ЕСЦБ.

В начале 1997 года Бундесбанк, как и некоторые другие центробанки, приступил к осуществлению ссудных операций с золотом. Объем этих операций составляет от 200 до 300 т, что при средней 2-процентной ставке приносит Бундесбанку прибыль в 40—70 млн долларов. Для сравнения: в 1996 году общий объем ссудных операций центробанков с золотом составил 2750 т. В качестве заемщиков выступают частные коммерческие банки, которым золото требуется для обеспечения фьючерсных сделок с международными золотодобывающими компаниями, ювелирной промышленностью и фондами хеджирования.

Дойче Бундесбанк пользуется огромным доверием у населения страны. Так, например, в 1998 году при рассмотрении вопроса о банке для хранения средств специального резервного фонда, в который с 1999 года государственные служащие будут производить отчисления, профсоюз госслужащих решительно настоял, что таким банком должен быть исключительно Бундесбанк. Тем самым профсоюз отказался от более высокой доходности взамен надёжности, так как Бундесбанк не будет конкурировать с частными банками на рынке акций и будет размещать деньги госслужащих только в государственные федеральные облигации.





Метка: