Определение денег
Рубрика: История денежного обращенияСуммируя требования к свойствам денег с позиции филогенетического подхода, можно дать следующее определение денег: деньги — это общепризнанное максимально ликвидное богатство (общепризнанный высоколиквидный актив).
Методология онтогенеза денег.
В настоящее время теория онтогенеза разработана лишь применительно к золоту.
Содержание онтогенетического объяснения превращения золота в деньги основывается на следующих мировоззренческих положениях:
а) деньги возникли стихийно в процессе естественно-исторического развития товарного хозяйства;
б) научный анализ процесса исходит из готовых результатов эволюции;
в) исходный пункт объяснения — двойственность товара, его двоякая ценность: как полезного блага и как предмета обмена на другой товар.
Причины появления денег. Причина появления денег кроется в противоречии, заложенном в товаре, противоречии между его потребительной стоимостью и стоимостью:
— как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, имеют различную полезность. Сапоги и пироги имеют не только различный вид, их изготавливают представители разных профессий;
— как стоимости товары однородны и количественно соизмеримы. Вследствие этого в процессе обмена происходит сопоставление и приравнивание самых экзотических вещей.
Внутренние противоречия товара проявляются вне его товарного тела, в процессе обмена. Пока товар не вынесен на рынок, его нельзя оценить. Единственно возможное условие измерения его цены состоит в том, чтобы его сопоставить с другими товарами. Этот способ выражения затрат, связанных с производством товара, называется меновой стоимостью.
Последовательное развитие меновой стоимости товара приводит к развертыванию внутренних противоречий товара вовне, возникновению внешних противоположностей, разделению товарного мира на два полюса и противостоянию товаров и денег. Показать превращение золота в деньги при онтогенетическом анализе — значит проследить развитие выражения стоимости, проявляющегося в цене товара, от простейшего образа, едва заметного в прямом обмене одного товара на другой товар, вплоть до самой денежной формы.
Этапы онтогенетического анализа денег.
В ходе логических объяснений выделяется четыре логических этапа анализа эволюции товарно-денежных отношений при переходе к денежному обращению.
Первый этап онтогенетического анализа. Отношения купли-продажи одного товара на другой товар предстают первой и самой элементарной формой выражения стоимости. Она определяется как простая, единичная, или случайная, форма стоимости и имеет следующий вид:
х товара А = у товара В, т. е. некоторое количество товара А стоит определенного количества товара В, например, 1 кг сливочного масла стоит 4 кг сахара.
Однако единичная форма стоимости совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. В ней кроется сущность последующих форм стоимости, в том числе и конечной, самой развитой, денежной формы. Простая форма стоимости включает два полюса товарного обмена. На одном полюсе находится товар, который ищет выражения своей стоимости, на другом — товар, который служит ему материалом для выражения своей стоимости. Первый товар играет активную роль, второй — пассивную.
Два разнородных товара А и В, в нашем примере масло и сахар, играют в обмене две совершенно различные роли: масло выражает свою стоимость через сахар, сахар служит материалом для выражения стоимости масла. Стоимость первого товара, масла, выражена относительно сахара, т. е. масло предстает в относительной форме стоимости Второй товар, сахар, функционирует в обмене как эквивалент, находится в эквивалентной форме. В результате стоимость одного товара (масло) выражается через потребительную стоимость другого товара (сахара). Находится ли товар в относительной форме стоимости или в противоположной, эквивалентной форме, зависит от его места в процессе обмена. Тот товар, с которым товаропроизводитель вышел на рынок, интересен для него как вещь, предназначенная для обмена, имеющая стоимость; он предстает в относительной форме стоимости. Тот товар, который привлек внимание своими потребительскими качествами, интересует как полезное благо, в обмене является эквивалентом.
Оба полюса выражения стоимости — относительная и эквивалентная формы — обязательно предполагают друг друга. Но вместе с тем они исключают друг друга: один и тот же товар не может в пределах данного менового отношения выступать и в качестве относительной формы стоимости, и в роли эквивалентной формы. Следовательно, два полюса выражения стоимости представляют собой единство противоположностей.
Выражение стоимости одного товара путем приравнивания его к другому, качественно отличающемуся от него, обусловливает возможность изменения пропорций обмена, поскольку издержки на их создание могут варьироваться. На динамику соотношения способны повлиять изменения в условиях производства как сахара, так и масла.
Особенно важным в теории онтогенеза является уяснение смысла понятия «эквивалент», поскольку данная дефиниция непосредственно включается в определение денег. Отметим, что значение эквивалента в социальной теории эволюции денег аналогично понятию «валентность» химического элемента, используемому в естествознании. Валентность, как известно, выражает способность атома образовывать химические связи с другим атомом в определенной пропорции, определяемой их внутренними одинаковыми по сути свойствами. Каким путем исчисляется валентность химических элементов? Через соединение их с другими элементами. Но для того чтобы оно произошло, очевидно, элементы должны обладать общей природой.
Товар, играющий по отношению к другому товару роль эквивалента, обретает ряд особенностей вследствие специфической роли в обмене. Товар-эквивалент, как всякий товар, обладает потребительной стоимостью, реализуемой в потреблении и обусловленной его полезностью для других товаропроизводителей. Но пока он предстает эквивалентом, его назначение состоит в том, чтобы способствовать обмену, служить общим зеркалом, в которое смотрятся другие товары. Как полезный товар сахар может быть потреблен. Как товар-эквивалент он используется для того, чтобы масло узнало свою цену, но при этом сахар никогда не выразит свою цену в ином количестве сахара.
Отметим, прямой товарообмен может иногда оказаться эффективнее и выгоднее, чем обмен при помощи посредника, даже если в данном качестве выступает золото. Развитие и, соответственно, усложнение обмена несет с собой дополнительные издержки.
Второй этап онтогенетического анализа.
Развитие рынка означает умножение товаров, поступающих на него. Обмен товаров становится частым явлением.
Тогда при росте предложения отдельный товар можно обменять на какой-либо иной конкретный товар из некоторого множества. В результате увеличивается потенциал различных вариантов обмена одного вида товаров на другие виды, а с ними и ряд простых выражений стоимости товара. Причем этот ряд может быть удлинен как угодно. Появляется полная, пли развернутая, форма стоимости товара. Она выражается следующей научной формулой:
Данная форма стоимости характеризует еще сохраняющийся обмен товара на товар. Однако это уже не непосредственное выменивание полезной вещи. Эквивалент для реализуемого товара становится множественным, что порождает специфические проблемы.
Трудности реализации товара и приобретения необходимой вещи усиливаются по мере умножения товаров, предлагаемых на рынке. Цепочки обменов образуют крайне пеструю мозаику. Ограниченные эквивалентные формы исключают из обмена иные.
Вместе с тем полная, или развернутая, форма стоимости порождает и путь решения, снятия проблемы. Он состоит в объединении всех промежуточных сделок, с тем чтобы обмен принял вид:
В случае стихийной реализации данной идеи формируется всеобщий эквивалент.
Третий этап онтогенетического анализа.
На региональных рынках стихийно выделяются главные предметы обмена, наиболее ходовые товары, которые обладают достаточной ликвидностью, т. е. могут быть обменены на иной товар в любой момент времени. Возникает всеобщий товар-эквивалент. Он выражается следующей научной формулой:
Если к оценке полной и всеобщей форм стоимости подходить математически, то они тождественны: равенство должно оставаться равенством независимо от замены правой части на левую и левой на правую. Однако с экономической точки зрения полная и всеобщая формы стоимости различны и качественно, и количественно. При полной форме стоимости имеется множество эквивалентов, при всеобщей — пусть на уровне региона, но один.
На третьем этапе обмен начинает осуществляться через посредника — всеобщий товар-эквивалент. Пример:
В результате возникновения всеобщей формы стоимости товары утрачивают способность прямого обмена на иные товары. Они выражают свои стоимости, во-первых, просто, поскольку исчезает множество посредников, во-вторых, единообразно.
Всеобщий эквивалент становится единым для региона. Каждый товар выражает свою стоимость в одном и том же эквиваленте, и это правило распространяется на любой вновь появляющийся на рынке товар. Таким образом, все товары по отношению к одному товару-посреднику оказываются различающимися лишь количественно.
Четвертый этап онтогенетического анализа. На данном этапе всеобщая форма стоимости «дозревает» до появления цены, т. е. денежного выражения стоимости.
Устранение региональных барьеров ведет к появлению единых национальных хозяйственных связей и международного рынка. Вместе с ними развивается товар-посредник. Когда роль посредника начинают выполнять драгоценные у„таллы, фактически появляются реальные деньги.
Специфический товар, с натуральной формой которого срастается эквивалентная форма в качестве его общественной монополии, становится денежным товаром. Эту привилегию в товарном мире завоевало золото. Денежный эквивалент становится всеобъемлющим. Он выражается следующей научной формулой:
С появлением денег все цены товаров принимают единообразное выражение, они становятся сопоставимыми. Читая формулу слева направо, можно узнать, сколько стоит каждый отдельный товар.
Лишь цена денег не имеет единственного значения. Какова их меновая стоимость, можно узнать, читая формулу справа налево. Весь бесконечный ряд конкретных товаров, которые можно приобрести за определенное количество золота, представляет собой выражение цены денег.
С возникновением денег процесс обмена принимает классический вид, выражаемый формулой
Т-Д-Т
Товарообмен включает два этапа:
1) первоначально любой товар обменивается на деньги, продается;
2) затем покупается иной товар, обладающий конкретными полезными свойствами.
Какие важнейшие причины сделали золото деньгами? Это такая природная материя, все экземпляры которой обладают одинаковым общественным качеством, поэтому отличия носят чисто количественный характер.
С позиции онтологического подхода дается следующее определение денег. Деньги — это золото, исполняющее роль всеобщего эквивалента.
С точки зрения онтологического подхода эволюция эквивалента с возникновением денег завершается. Все последующие модификации предстают результатом развития функций денег.
Золото в качестве денег, выделяясь из товарного мира, удваивает свои свойства. Оно обладает двойственной потребительной стоимостью (во-первых, как объект для деятельности ювелира и, во-вторых, как вещный носитель всеобщей покупательной способности) и двойственной стоимостью (во-первых, товарной и, во-вторых, представительной, воплощающей всеобщую покупательную способность).
Общепризнанным является тезис о том, что сущность денег как многогранного общественного феномена проявляется в их функциях.
Какие функции, или работы, выполняют деньги? Самые разнообразные: не только экономические, но и политические, идеологические. Денежная единица — полномочный представитель государства. Она многое может рассказать о той стране, в которой выпущена. Так, уже в древности отчеканенный на монете портрет императора информировал о том, кто является правителем страны. И на современных деньгах, даже если они становятся коллективной валютой, как, например, евро, не упускается возможность указать название своего государства, имя своего правителя или национального героя, прославленного теми или иными делами.
В отечественной традиции — выделять в учебной литературе следующие экономические функции, выполняемые деньгами в развитом товарном хозяйстве:
1) мера стоимости (средство счета);
2) средство обращения;
3) средство накопления;
4) средство платежа;
5) мировые деньги.
При таком подходе учитывается, что деньги — не застывшее явление, они не останавливаются в своей эволюции.
Первая функция денег состоит в том, чтобы стать средством выражения товарных цен.
Когда для определения цены товара деньги приравниваются к его стоимости, они выполняют функцию меры стоимости, формируют цену товара. Цены — это своего рода любовные взгляды, которые товары бросают на деньги. Отметим, не деньги дают возможность определить цену товара. Деньги являются лишь формой проявления того, что заложено в нем самом. Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Цена любого товара А может быть выражена в таком виде:
товар А — х граммов денежного материала.
Для того чтобы определить цену товара, нужно мысленно приравнять его к определенному количеству денег. Иными словами, эту функцию деньги выполняют идеально: достаточно просто знать, что есть деньги, и цена товара будет определена. Тем не менее, в цене мы имеем дело не с мыслью, а с реальным денежным товаром.
Со временем происходит отделение названия денежной меры, заключенной в монете, от меры весовой. Этому послужили три основные причины:
1) глобализация экономики, расширение обращения иностранных денег;
2) физическое изнашивание;
3) «порча» денег государством.
При обращении бумажных и кредитных денег принцип применения их в качестве меры стоимости изменяется. Она зависит, во-первых, от ликвидности, потенциальной стоимости товаров, которые можно купить на денежные знаки стоимости, во-вторых, от совокупного предложения бумажных и кредитных денег. Цена одного товара соотносится не со стоимостью золота, а с совокупной товарной массой.
Деньги в качестве масштаба цен служат тем лучше, чем продолжительнее они сохраняют свое значение неизменным. К этому сводится задача совершенной организации денежной системы любой страны.
Развитие товарного обмена приводит к тому, что в него вклинивается посредник. В результате процесс обмена обретает вид
товар — деньги — товар
Т-Д-Т.
Таким образом, обмен распадается на два самостоятельных одновременно совершаемых дополняющих друг друга акта:
— товар вступает в сферу обращения, идет превращение товара в деньги путем его продажи Т—Д;
— совершается обратное превращение денег в товар, покупка на вырученные деньги полезного блага Т—Д. В результате товар уходит в сферу потребления.
Появление посредника в обмене товаров преобразует его в товарное обращение. Товарным обращением называется обмен товаров посредством денег. При совершении товарной сделки деньги выполняют особую функцию средства обращения.
Какие деньги выполняли функцию средства обращения? Первоначально это были товары, затем разновесные металлические слитки, золотой песок и самородки, содержащие различные примеси. Понятно, что они принимались продавцами товаров по весу, каждый раз требовали дополнительной специальной оценки и тем самым порождали проблему создания точных единых мер. С целью устранения необходимости постоянного индивидуального определения цены денежного металла при каждой сделке сначала отдельные купцы, а впоследствии государство отливают равновесные слитки и ставят на них печать, символизирующую общественную гарантию соответствия веса и номинала. Таким образом, слитки превращаются в металлические монеты. Монета — это слиток из денежного металла единой формы, фиксированного веса и определенного достоинства. Со временем установление масштаба цен и чеканка монет становятся монополией государства, сами монеты обретают «национальный мундир».