Договор о неразглашении (банковской тайне)
Рубрика: Основы банковского дела ВеликобританииКлиенты банка всегда предполагают, что их дела сохраняются в тайне: помимо юридической ответственности банков в этом вопросе, банкам невыгодно разглашать информацию и с чисто экономической точки зрения. Но бывают случаи, когда банк обязан предоставить информацию о счете клиента даже без его согласия. В деле Toumier против National Provincial Bank Ltd. (1924) было принято решение, что обязательство о неразглашении банковской тайны не является абсолютным. Существуют четыре случая, когда раскрытие сведений может быть оправданным.
По решению суда. Суд может потребовать от банка предоставления копий счета клиента. Последующие судебные решения также требовали от банков предоставления информации, например, инспекторам, расследующим дела компаний, а также Департаменту налогов и сборов (Inland Revenue) о процентах по кредиту на счетах, превышающих минимальную сумму в любом финансовом году.
Обязанность перед государством. В тех случаях, когда это жизненно важно для общества, например, когда известно, что клиент сотрудничает с враждебной страной.
В интересах данного банка. Когда банк, например, требует выплаты от гаранта по превышению остатка (овердрафту) счета клиента.
В интересах клиента. Когда, например, банк отвечает на запрос о финансовом состоянии его клиента: подразумевается, что банк в некоторых случаях имеет на это полномочия (если нет письменных полномочий) от своего клиента. Аналогично, если банк имеет дело с менеджером какого-либо делового предприятия, то может быть подразумеваемое разрешение со стороны владельцев данного делового предприятия по раскрытию информации, касающейся интересуемого счета.
— Точка зрения Jack Committee по вопросам конфиденциальности
В отчете Jack Committee было указано, что многие клиенты проявляют озабоченность по поводу четырех исключений Toumier, поскольку они недостаточно точно определены для современных условий, и поэтому потенциально возможны злоупотребления. Что касается первых двух исключений, то имеется целый ряд новых законов, требующих от банков или разрешающих банкам раскрывать конфиденциальную информацию в интересах государства. Это делается, например, в связи с деятельностью лиц внутри компаний, мошенничеством компаний, неплатежеспособностью, торговлей наркотиками, нарушениями Закона о потребительском кредите, уклонением от уплаты налогов, запросами по делам благотворительных обществ, выдачей преступника и умственной неполноценностью.
Что касается двух последних исключений, было обращено внимание на то, что некоторые банки все больше используют свое право по выдаче конфиденциальной информации о клиентах другим компаниям внутри их собственной группы, которые в некоторых случаях не являются банковскими компаниями.
Было также обращено внимание на рост агентств по кредитной информации и возможное раскрытие конфиденциальной информации для них банками. Фактически банки под давлением государства согласились предоставлять агентствам по кредитной информации «черную» информацию. Под «черной» понимается информация о клиентах, которые просрочили платежи, под «белой» — информация о клиентах, которые не имеют просроченных платежей.
В это время банки направили извещения своим клиентам, что они должны предоставить информацию о долгах, обычно до5000 фунтов, которые были просрочены и не имели обеспечения и по которым не было получено удовлетворительного ответа от клиента в течение 28 дней с момента формального требования об уплате. Были также предложения от правительства, чтобы банки рассмотрели вопрос о предоставлении «белой» информации для обеспечения работы системы потребительского кредита в интересах кредиторов, заемщиков и всей системы в целом. Jack Committee выразил опасения в том, что эта «белая» информация станет таким образом доступна без явно выраженного согласия клиентов, а также рекомендовал правительству ввести новые законодательные положения, в которых были бы учтены следующие поправки к исключениям Toumier.
1. Обязательство о соблюдении конфиденциальности должно быть определено на основе положений, сформулированных Апелляционным Судом в деле Toumier, причем основное внимание следует уделить местам, где возможны судебные разногласия. Статутный закон должен ясно указать, что данное обязательство относится к любому лицу, предоставляющему банковские услуги, и ко всей информации о клиенте, которая имеется в распоряжении банка, в течение всего срока предоставления этих услуг клиенту.
2. В рамках первого исключения Toumier, где раскрытие информации происходит по решению суда, все существующие статутные исключения должны быть собраны в виде нового закона. Новые исключения из обязательства о соблюдении конфиденциальности должны делаться со ссылкой на этот закон: если эти исключения не согласуются с ним, то они не имеют преимуществ перед главным обязательством — о соблюдении конфиденциальности.
3. Второе исключение Toumier, где устанавливается обязанность перед государством по раскрытию информации, следует отменить.
4. Третье исключение Toumier, где интересы данного банка требуют раскрытия информации, следует ограничить следующим: 1) раскрытие информации суду в случае судебного иска, в котором банк является одной из сторон, 2) раскрытие в отношениях между банковскими компаниями, входящими в одну группу, и 3) раскрытие в связи с продажей самого банка.
5. Четвертое исключение Toumier должно быть изменено на следующий текст: «Когда раскрытие делается при явно выраженном согласии клиента». Это согласие должно быть в письменной форме и указывать цель, по которой оно дается. Единственным ослаблением этого требования, которое должно быть оговорено в законе, является опрос банкиров, когда должно быть получено согласие клиента в умалчиваемой (подразумеваемой) форме. Клиент должен ясно понимать, для чего необходимо его согласие, и должен быть извещен, что будет предполагаться наличие этого согласия, если в течение достаточного срока он не информирует банк, что не дает его.
6 К списку Toumier следует добавить новое исключение. Оно гласит: «Когда происходит разрыв отношений банка с клиентом из-за того, что клиент просрочил уплату платежей (из-за невыполнения обязательств клиентом)». Просрочка платежей может быть определена как судебный случай, если по долгам не было обеспечения и не было получено удовлетворительного ответа от клиента в течение 28 дней с момента формального требования об уплате. При этих условиях раскрытие должно быть ограниченно выдачей информации санкционированным агентствам по кредитной информации.
7. В законе должно быть предусмотрено, что при нарушении конфиденциальности по любому из этих положений в ущерб следует включить компенсацию моральных затрат, волнений или неудобств независимо от наличия финансовых потерь.
В дополнение к этим предложениям по законодательству Jack Committee рекомендовал, чтобы в стандарте по практике банковского обеспечения, составленном банками, клиентам объяснялась суть обязательств банков по соблюдениям конфиденциальности (после того, как эти обязательства будут кодифицированы в статутном законе). Этот стандарт должен напоминать клиентам об их праве доступа, согласно Закону о защите данных от1984 г. (Data Protection Act), к собственным компьютерным записям, которые ведут банки. В нем следует указать, что явно выраженное согласие в любой форме не следует получать ка- ким-либо способом, связанным с давлением на клиента. В случае явного согласия, которое должно быть получено в умалчиваемой (подразумеваемой) форме, клиенту следует послать письмо, в котором испрашивается его согласие.
И, наконец, Jack Committee рекомендовал, чтобы правительство не расширяло статутные исключения на обязательство о соблюдении конфиденциальности, пока не учтет все последствия этого шага для взаимоотношений банкира и клиента.
В ответ на рекомендации Jack Committee, касающиеся конфиденциальности, правительство заявило, что не видит необходимости в кодификации существующих правил конфиденциальности в статутном праве, но считает, что существующие правила банковской практики (банкам было предложено изложить эти правила, см. 4.9) должны быть известны банковским клиентам (правила Toumier). В этом своде правил следует также изложить вопросы нормальной практики по использованию информации в целях маркетинга, а также процедуры передачи информации агентствам по кредитной информации. Также было отмечено, что включение этих рекомендаций основано на мнении людей, которые доказывали, что так называемые правила Toumier ясно изложены, хорошо работают и широко используются среди банкиров, и любая попытка кодифицировать их в законодательстве будет в лучшем случае ненужной, а в худшем — вызовет затруднения и путаницу. Кроме того, правительство не могло согласиться с тем, что в результате различных статутных исключений из общего обязательства банкира о соблюдении конфиденциальности (таких, как Закон о торговле наркотиками от1986 г. — Drug Trafficking Act) произошла «массивная эрозия» этого обязательства. Оно заявило, что эти исключения влияют только на небольшое число клиентов, которые используют банковскую систему с неблаговидными целями, и не оказывают влияния на большинство честных клиентов. К тому же, прежде чем узаконить такие исключения, правительство всегда очень тщательно просчитывает последствия, учитывая конфиденциальность в банковском деле. Правительство узаконивает такие исключения только при необходимости, когда преимущества перевешивают любые возможные недостатки.