Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Нормативы и установленные правила для внутренних аудиторов

Рубрика: Внутренний контроль и аудит банка

Стандарты для профессиональной практики внутренних аудиторов.

Наиболее авторитетным органом в области внутреннего аудита, является Институт Внутренних Аудиторов. Это международная ассоциация, занятая развитием внутреннего аудита, как профессии и разработкой и внедрением соответствующих стандартов. Базовые стандарты были опубликованы в 1978 году.

Отметьте, что формирование, развитие и внедрение национальной нормативно-правовой базы обычно осуществляется на базе подходов, выработанных Институтом Внутренних Аудиторов.

Дополнительно Институт выпускает разъяснения к стандартам, которые, основываясь на практике работы внутренних аудиторов, дополняют и интерпретируют  эти стандарты, а также содержат практические рекомендации аудиторам

На сегодняшний день опубликовано 18 Разъяснений:

  1. Контроль: концепция и его роль

Дает определение сути  контроля и роли участников в организации поддержке и оценке системы контроля.

  1. Передача результатов

Описывает, как следует передавать результаты аудита заинтересованным сторонам в виде устных или письменных отчетов.

  1. Воздержание от, выявление, расследование и информирование о злоупотреблениях

Разъясняет обязанности внутренних аудиторов в отношении выявления, расследования и информирования о злоупотреблениях

  1. Обеспечение качества

Является дополнительным руководством по внедрению программ обеспечения качественной работы в отделе внутреннего аудита

  1. Взаимоотношения внутренних аудиторов с независимыми внешними аудиторами.
  2. Рабочая документация аудита

Является руководством внутренним аудиторам о том, как следует готовить и использовать рабочую документацию.

  1. Взаимодействие с Советом Директоров
  2. Аналитические процедуры аудита

Содержит руководство по аналитическим процедурам аудита и планированию аудита структурных подразделений

  1. Оценка рисков

Устанавливает ответственность службы внутреннего аудита в оценке рисков, с которыми сталкивается организация.

10.  Оценка достижения поставленных целей и решения задач для операций и программ

11.  Редакционное разъяснение 1992 года

Дает дополнительные разъяснения в отношении рабочей документации и результатов взаимодействия.

12.  Планирование аудиторской деятельности

13.  Контроль действий по исправлению недостатков, выявленных в ходе аудита

14.  Глоссарий

15.  Надзор

Обсуждает ответственность руководителя отдела внутреннего аудита по надзору деятельности отдела и содержит руководству по разрешению противоречий между сотрудниками в оценке результатов аудита

16.  Соответствие аудита политике, планам, процедурам, законам, нормативам и контрактам (заданиям)

17.  Оценка результатов деятельности внешних аудиторов

18.  Использование услуг сторонних лиц и/или организаций

Нормативно-правовая база деятельности внутренних аудиторов

Общие стандарты деятельности внутренних аудиторов устанавливаются Институтом Независимых Аудиторов. Эти стандарты, как правило, служат основой для национальных стандартов, если таковые существуют, и соответствующих нормативных документов.

Для нормативно-правовых актов, непосредственно влияющих на организацию внутреннего аудита в банках типично прямая регламентация:

  • Собственно функций внутреннего аудита;
  • Требования к организации работа банка и его системы внутреннего аудита;
  • Соответствующих прав и обязанностей руководства банка и наблюдательного совета;
  • Обязанностей руководителей функциональных подразделений, которые являются предметом аудита;
  • Отношений с независимыми внешними аудиторами;
  • Прав Центрального банка.

Руководствуясь национальными нормативно-правовыми актами, каждый банк обязан подготовить и принять, уже упоминавшееся положение о службе внутреннего аудита.

Пример

В Украине основным документом, регламентирующим деятельность службы внутреннего аудита в банке, является Постановление Национального банка Украины. В соответствии с Постановлением «Про утверждение положения, про организацию внутреннего аудита в коммерческих банка Украины» от 20 марта 1998 года №114, методика проведения аудита Службой внутреннего аудита базируется на аудите рисков.

Служба внутреннего аудита обязана сосредоточить свои усилия по  направлениям, где:

  • имеют место виды деятельности с наибольшим уровнем естественного риска;
  • где степень банковского риска увеличивается по причине неадекватности систем внутреннего контроля.

Динамика развития банков, внедрение новых видов услуг, организационная перестройка, ввод в действие новых автоматизированных бухгалтерских и иных систем требует снова и снова оценивать деятельность банка, как целостную картину и принимать решение о том какие виды деятельности требуют проверки (планирование аудита) и каким образом будут, проводится проверки (методика аудита)

Далее самостоятельно обсудите насколько стабильна существующая практика планирования и методика аудита, какие изменения следует ожидать в ближайшем будущем.

Требования к положению о службе внутреннего аудита в банке в соответствии с постановлением Национального банка Украины.

Положение о службе внутреннего аудита в банке определяет:

  1. Задачи службы внутреннего аудита.
  2. Роль и место службы внутреннего аудита.
  3. Права и обязанности внутренних аудиторов.
  4. Объемы работы внутренних аудиторов (максимальные).
  5. Требования по отчетности.

В соответствующих разделах постановления описаны вопросы, которые необходимо включить в Положение.

При написании Положения следует принимать во внимание:

  • Понимание роли и места внутреннего аудита Советом директоров\Советом банка;
  • Особенности деятельности банка и его служб, которые служат предметом проверок внутренних аудиторов;
  • Наличие в банке иных служб с контрольно-ревизионными функциями;
  • Специальные требования НБУ.

При подготовке и написании Положения необходимо решить следующие вопросы:

  1. Принять четкую декларацию про независимый статус службы внутреннего аудита;
  2. Необходимо признать и согласиться, что в первые годы объемы работы, которые могут обеспечить внутренние аудиторы будут ограничены;
  3. Ознакомиться со всеми действующими законодательно-нормативными актами, регулирующими деятельность банков и обеспечение соблюдения которых, возлагается на внутренних аудиторов;
  4. Ясно определить роль внутренних аудиторов в предупреждении и обнаружении фактов мошенничества и злоупотреблений;
  5. Ясно определить роль внутренних аудиторов в неаудиторских заданиях, например, аудит перед приобретением компании либо специальное расследование;
  6. Подать Положение на утверждение в юридическую службу банка, для обеспечения четкости формулирования задач и обязанностей внутренних аудиторов

Образцы Положений про службу внутреннего аудита (сокращенные варианты).

Положение про службу внутреннего аудита — Вариант 1 (Украина).

Внутренний аудит — это независимая служба банка, подчиненная непосредственно Председателю правления либо Президенту банка.

Главная задача службы внутреннего аудита состоит в обеспечении адекватного уровня систем внутреннего контроля, которые поддерживают управление банком. Для достижения поставленного перед ней задания служба внутреннего аудита проводит проверку деятельности систем банка с целью.

  • Обеспечить соблюдение банком требований действующего законодательства Украины и нормативных актов НБУ.
  • Обеспечение полноты, своевременности и достоверности отображения операций в первичных документах, бухгалтерских реестрах и системе бухгалтерского ого учета в соответствии с внутренними инструкциями и процедурами банка, в соответствии с решениями руководства и акционеров банка.
  • Выявление недостатков в системах внутреннего контроля и подача рекомендаций относительно путей их преодоления.
  • Выявление сфер потенциальных убытков для банка, условий, благоприятствующих мошенничеству, злоупотреблениям и незаконному присвоению средств банка.

Служба внутреннего аудита несет ответственность за адекватную оценку систем внутреннего контроля, однако ответственность за внедрение и обеспечение эффективности систем внутреннего контроля лежит на руководстве банка.

Данное положение подписывается Председателем Правления банка

Положение про службу внутреннего аудита — Вариант 2 (США)

Задача

Задача службы внутреннего аудита (далее, службы) состоит в непредубежденной и объективной оценке финансовой, операционной и иных соответствующих систем и процедур банка и оказании помощи персоналу и руководству банка в эффективном выполнении возложенных на них обязанностей путем предоставления результатов анализа, рекомендаций и деловых комментариев в связи с деятельностью, которую они проверяют.

Полномочия, обязанности и независимость аудиторов

1.      Полномочия и обязанности службы определяет Аудиторский комитет от имени Правления банка. Глава службы внутреннего аудита (глава службы) подчиняется в административных вопросах финансовому директору, однако имеет свободный и независимый доступ к председателю и иным членам правления. Назначение и увольнение главы службы требует согласования с председателем Правления банка.

2.      В обязанности службы входит информировать руководство банка про значительные недостатки и иные серьезные проблемы, выявленные во время аудиторских проверок, подавать рекомендации по их разрешению.

3.      Служба имеет неограниченный доступ ко всем бухгалтерским документам, активам, службам и может обратиться к любому из работников банка с запросом, если это необходимо для эффективного выполнения, возложенных на нее обязанностей, любое подразделение банка может быть включено в план периодических аудиторских проверок.

4.      Для обеспечения эффективного выполнения своих обязанностей служба не должна брать участия в выполнении или управлении иными видами деятельности, которые она призвана проверять и оценивать. В ее обязанности не входит разработка и внедрение внутренних процедур, подготовка, документации и выполнение иных работ, качество которых аудиторы обязаны проверять и оценивать и которые могут быть истолкованы как нарушение статуса независимой и объективной стороны.

  1. Однако служба внутреннего аудита может без вреда для своего статуса объективного наблюдателя может высказывать рекомендации относительно стандартов систем контроля, которых необходимо придерживаться при разработке новых систем и процедур и проводить оценку существующих либо запланированных усовершенствований с целью повышения надежности систем контроля и/или эффективности операционных и финансовых систем и соответствующих процедур.

Объемы работы

Служба наделена полномочиями осуществлять деятельность по (1) проверке и оценке адекватности и эффективности систем внутреннего контроля банка и (2) проверке качества выполнения персоналом и руководством возложенных на них обязанностей. С этой целью служба прибегает к следующим мерам:

  1. Проверка и оценка эффективности систем контроля, достоверности и целостности финансовых, управленческих и операционных данных.
  2. Проверка соблюдения положений внутренних инструкций и процедур банка.
  3. Оценка системы защиты и учета активов.
  4. Оценка экономической эффективности использования активов.
  5. Проверка выполненных операций и программ с целью определения, насколько полученные результаты соответствуют запланированным.

Служба имеет независимый статус в отношении подразделений, которые она проверяет и поэтому, руководители подразделений банка не имеют права влиять на содержание и объем проверок, которые ею проводятся. Боле того руководство банка также не в праве каким-либо образом ограничивать содержание и объемы аудиторских проверок. Вместе с этим руководство банка определяет основные направления программы деятельности службы внутреннего аудита и виды банковской деятельности, которые следует проверить и может обратиться в службу внутреннего аудита с запросом на проведение специальных проверок.

Данное положение подписывается членами и Председателем правления банка.

3.2. Заключение

Самостоятельно сравните примеры положений, отметьте общие черты и различия.

Во время дискуссии указажите причины различий положений. Зафиксируйте результаты на планшете.





Метка: ,