Результаты внутреннего аудита и подготовка заключений
Рубрика: Внутренний контроль и аудит банкаПодготовка отчетности. Главные цели.
Основные цели отчетности, которая готовится по результатам аудиторской проверки следующие:
- Срочно проинформировать руководство банка про наиболее важные проблемы, выявленные после каждой аудиторской проверки
- Определить, насколько удовлетворительно работает система контроля
- Если выявлены проблемы, убедить руководство в необходимости осуществления предложенных рекомендаций, которые приведут к улучшению ситуации и совершенствованию систем контроля
- Представить формальный отчет про результаты проведенной аудиторской проверки, а также про достигнутые договоренности с руководством проверенного подразделения о внедрении изменений
- Дать оценку адекватности систем контроля и эффективности и мер, обеспечивающих внутренний контроль в учреждении
Содержание, форма, сроки подачи и лица, котрым представляется отчет должны быть официальноутверждены и соответсвовать процедурам банка.
При документальном изложении результатов аудиторской проверки внутренний аудитор должен изложить суть проблемы кратко, четко и понятно внескольких разделах.
Подготовка аудиторского отчета
Основные разделы аудиторского отчета:
1. Изложение фактов (Фактическое состояние дел)
2. Критерии (Как должно быть)
3. Последствия (К чему это ведет?)
4. Причины (Почему это произошло)
- Рекомендации (Что необходимо сделать?)
Формат отчета службы внутреннего аудита.
1) Введение (Страница 1)
a) Дата подготовки отчета, те кому отчет адресован, название и предмет аулиторсок йпроверки.
b) Краткое описание цели аудиторской проверки и периода, который исследовался;
c) Абзац, где говорится о дате заключительной втсречи с мнеджментом аудируемого подразделения и том, что окончательная редакция отчета выполнена на основе проекта;
d) Если имеются неразрешенные вопросы, либо планируются какие-либо действия в будущем, котрые положительно оцениваются службой внутреннего аудита, то это должно быть отмесено в отчете.
e) Резюме наиболее существенных моментов, чтобы осветить результаты аудиторской проверки. Если серьезные проблемы отсутствуют, то должны быть отмечены положительные результаты;
f) Мнение. Мнение внутреннего аудита должно соответствовать цели аудиторской проверки, так, чтобы читатели отчета могли оценить точный характер этого мнения;
g) Запрос на письменный ответ не позднее определенной даты о принятых мерах порезултататм проверки.
2) Цели и объем (Страница 2)
a) Имя и фамилию аудитора, который осуществлял проверку;
b) Более детальноке описание целей аудиторской проверки;
c) Имена и фамилии тех, кто участвовал во встрече оценке отчета
Следующая страница отчета должна иметь название Замечания и рекомендации.
Серьезные замечания — серьезные замечания, требующие действий по их исправлению, описываются подробно. Данные, приводимые по каждому замечанию должны включать в себя информацию о неблагоприятных условиях, подтверждающие факты и результаты тестов, влияние неблагоприятных условий на работу, причины, которые привели к появлению неблагоприятных условий, рекомендации по устранению недостатков, предложенные внутренними аудиторами.
Менее значительные замечания — включаются в отдельный список, который помещается в конце аудиторского отчета. В конце отчета должно быть записано, что отдельный список менее значительных недостатков был направлен руководству аудируемого подразделения для рассмотрения/принятия мер по устранению.
Включать или не включать те или иные замечания в отчет базируется на мнении внутреннего аудитора. Дальнейшая оценка мнения внутреннего аудитора производится руководителем службы внутреннего аудита.
Отличительные черты аудиторского отчета:
- Аккуратность — доверие к службе внутреннего аудита и аудиторам поддерживается четким, непредубежденным и объективным изложением фактов в отчетах;
- Ясность — все отчеты должны быть ясными и понятными;
- Количественные характеристики — все замечания должны быть в максимальной степени обоснованы количественно, чтобы оценить серьезность сделанных замечаний;
- Ясность — все отчеты должен быть конкретным и осмысленным, что не обязательно значит, что отчет должны быть коротким.
- Справедливость — все отчеты должны поддерживать баланс в отношении чувств всех его читателей. Следует делать акцент на улучшениях, а не на критике людей или прошлого;
- Своевременность — все отчеты должны готовиться своевременно.
- Конкретность — все отчеты должны указывать, какие, когда и где должны быть предприняты действия по устранению недостатков.