Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Планирование аудиторских проверок

Рубрика: Внутренний контроль и аудит банка

Исходя из компетенции и функций службы внутреннего аудита, аудиторские проверки имеют следующие цели.

Цели аудиторских проверок:

  • Оценка отдельных систем управлениями рисками
  • Оценка:
  1. ­         Адекватности систем внутреннего контроля и соответствующих процедур;
  2. ­         Соответствия систем и процедур банка требованиям Центрального банка и текущему законодательству;
  3. ­         Успехов банка в поддержке соответствующих систем и процедур учета;
  4. ­         Работы информационных систем для идентификации и исправления ошибок.

Здесь целесообразно вспомнить о том, что по результатам аудиторских проверок служба внутреннего аудита готовит заключение и рекомендации по улучшению систем внутреннего контроля руководству банка.

При планировании аудиторских проверок следует исходить из того, что собственно аудиторскую проверку можно разбить на 5 этапов.

Этап 1. Планирование заданий

  • Осмысление области либо функций видов деятельности, подлежащих аудиту.

­         Сбор предварительной информации;

­         Определение требований законодательства и Центрального банка;

­         Оценка соответствующих бизнес рисков;

­         Изучение результатов предыдущих аудитов

  • Выбор видов деятельности (операций) подлежащих аудиту.

­         Оценить существенность;

­         Установить основные проблемы управления;

­         Установить изменения в системах управления, которые имели место;

­         Определить слабые места в управлении.

  • Выбор подхода к аудиту тех или иных видов деятельности
  • Определение потребности в ресурсах

­         Определить потребность и наличие персонала;

­         Определить требования к специальной подготовке внутренних аудиторов;

­         Определить требования по надзору за работой внутренних аудиторов;

­         Подготовить график работы.

Этап 2. Оценка установленных фактов

  • Вводная встреча с руководством аудируемых подразделений

­        Дискуссия о целях, масштабе и графике подготовки отчетности

  • Сбор данных:

­        Оценка существующей документации;

­        Собеседования с руководством и персоналом;

­        либо Наблюдение за деятельностью проверяемых подразделений;

­        Анализ данных и отчетов.

  • Документирование процесса контроля:

­        Подготовка блок-схем;

­        Создание или использование вопросников.

  • Выборочная проверка документации:

­        Беглый обзор;

­        Наблюдения;

­        Финансовый и другие виды анализа.

  • Оценка и документирование других существенных факторов контроля.

­        Определить, как другие факторы контроля влияют на процессы контроля.

Этап 3. Оценка, насколько адекватен подход к формированию систем управления и контроля, согласно тому, как он определен и представлен менеджментом.

  • Оценка системы контроля аудируемых видов деятельности:

­        Определение модели контроля, используя список вопросов проверочный лист.

  • Идентификация недостатков и неэффективных видов контроля:

­        Оценка существующих видов контроля;

­        Идентификация недостатков;

­        Документирование.

Этап 4. Оценка и выводы о работе системы контроля.

  • Планирование верификации аудируемых видов деятельности, Аудиторская проверка:

­        Осуществление выборки и тестирование операций;

­        Подтверждение;

­        Компьютерные системы верификации;

­        Финансовый анализ.

  • Проверка работы ключевых видов контроля. Аудиторская проверка:

­        Осуществление выборки и тестирование работы видов контроля;

­        Подтверждение;

­        Использование автоматизированных программ;

­        Финансовый анализ;

­        Анализ существенности;

­        Определение результатов верификации.

  • Подтверждение существования значительных недостатков. Аудиторская проверка:

­        Установить причины недостатков;

­        Установить эффект и влияние недостатков на операции банка;

­        Подготовить предварительные выводы.

  • Обсуждение обнаруженных недостатков с менеджментом. Аудиторская проверка:

­        Верификация обнаруженных фактов;

­        Оценка реакции менеджмента на выявленные недостатки;

­        Устный отчет о незначительных недостатках.

  • Подготовка заключения и предварительных рекомендаций.

Этап 5. Суммирование результатов и подготовка окончательной редакции рекомендаций. Отчет о результатах работы по проведению аудита, представление рекомендаций по улучшению процессов контроля.

Здесь можно заметить, что при планировании и проведении аудиторских проверки можно достичь ее цели лишь за счет исследования операций. Аудиторам следует обращать внимание на ряд процессов, которые, казалось бы, прямо не относятся к аудируемым видам деятельности, но могут «обезоружить» даже самую тщательно спланированную систему контроля, например, стандарты поведения персонала, его квалификация, отношение менеджмента к контролю и адекватной оценке обнаруженных недостатков и.т.д.

Эти и ряд других факторов влияют на проведение аудиторской проверки, заставляя учитывать аудиторских рисков, о которых упоминалось на первом занятии.





Метка: