Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Перспективы развития финансового отдела банка

Рубрика: Управление банком

Финансовый отдел банка является тем связующим звеном, которое согласует управление ликвидностью, активами и пассивами, потребностью в капитале и риском; он выполняет важную работу, значение которой постоянно растет. С одной стороны, финансовый отдел управляет балансом и ликвидностью, предпринимает все меры для увеличения доходности активов и минимизации стоимости пассивов — главным образом путем искусного и рационального использования деривативов. С другой стороны, он помогает реструктурировать балансы и разрабатывать новые продукты.

Огромный успех хорошего розничного продукта и его принятие рынком могут создать потребность в большем размере капитала, чем имеется в распоряжении банка. Когда подобное случилось в США, на помощь банкам пришла секьюритизация активов. Сущность секьюритизации заключается в следующем. Допустим, банк выдал ипотечных кредитов на сумму £ 1 млрд, для чего ему потребовалось £ 40 млн собственного капитала для обеспечения этих ссуд в соответствии с требованиями законодательства. Хотя £ 1 млрд звучит гордо, но это всего 10 000 домов по £ 100 000 каждый, к примеру, или лишь одна восьмисотая от суммы всех непогашенных ипотечных займов. 10 000 домов составляет около 0,4 % всех покупок недвижимости в Великобритании за год. Существуют инвесторы вроде пенсионных фондов и компаний по управлению фондами, которые с радостью приобрели бы поток дохода от ипотеки на £ 1 млрд — это привлекательные активы с фиксированным доходом, которые приносят надежную прибыль с низкой степенью риска (если даже сравнивать, скажем, с большинством корпоративных облигаций инвестиционного класса). Так что они выкупают права на ипотечные кредиты за сумму чуть менее £ 1 млрд, банк высвобождает свой капитал, и ничто не мешает ему пойти и продать ипотечные кредиты еще на миллиард фунтов. При этом, получив комиссионный доход за открытие ипотеки, он продолжает собирать плату за обработку этих кредитов. Ипотека — не единственный продукт, который можно перевести в ценные бумаги. Потребительские кредиты, кредиты на покупку автомобиля и дебиторская задолженность по кредитным картам тоже пригодны для этой процедуры, как и определенные классы ссуд компаниям. Теоретически любой поток дохода можно секьюритизировать.

Смысл всего этого в том, что банк может спокойно заниматься своим делом и зарабатывать больше денег при неизменной стоимости базы распределения средств. Кроме того, ему предоставляется возможность охвата большего радиуса действия, нежели позволил бы банку его капитал. Предприятия розничной торговли ненавидят ситуации, когда обстоятельства вынуждают их замораживать капитал в запасах, но это эквивалент того, что банки делали всегда — вкладывали весь свой капитал в ссудные запасы. Секьюритизация, представляющая собой важную особенность американского управления балансом, пока что не достаточно привилась по эту сторону Атлантического океана. Однако это непременно случится, когда средние игроки с небольшими капиталами побьют более крупные банки их же оружием — улучшат эффективность в большинстве значимых аспектов, включая управление капиталом. Все чаще для поддержки очередного начинания банки будут прибегать к секьюритизации — вместо того чтобы нести высокие издержки по привлечению нового капитала. Хорошим примером секьюритизации в действии может служить банк Northern Rock. Это абсолютно безопасный механизм финансового инжиниринга, и он никак не отражается на клиенте, чей договор с банком остается в силе и ни к кому не переходит.

Таким же образом, как мы уже упоминали, финансовый отдел может помочь в создании новых продуктов посредством творческого использования деривативов. С точки зрения инноваций здесь открываются безграничные возможности, но не следует забывать и о риске: чем больше креативности, тем выше и потенциал идеи, и риск — таков основной закон финансовой науки.

Относительно этого мы хотим сделать два прогноза. Во-первых, мы увидим появление продуктов творческого труда, особенно в сфере сбережений и финансирования покупки домов и автомобилей. Во-вторых, кое-где деривативы вызовут значительные проблемы (возможно, кредитные деривативы, несколько темный, но, тем не менее, растущий отрезок сектора). Не Армагеддон, конечно, как некоторые предсказывают, но все же какой-нибудь (а может и не один) крупный финансовый институт понесет тяжелые и невосполнимые потери. Банковскому руководству следует избегать крупных игр с деривативами, правил которых они не знают: не понимаете сути предложения — остановитесь или хотя бы наберите достаточную скорость в техническом плане, чтобы во всем досконально разобраться. Ни при каких обстоятельствах нельзя полагаться на очкариков — учителей математики и кандидатов наук, которые станут убеждать, что это работает и секретная компьютерная модель подтверждает это, а значит, мол, полностью положитесь и доверьтесь… Большинство несчастий обрушивалось на банковские головы из-за почтительного отношения банкиров — с широким образованием и кругом интересов — к советам специалистов, при этом они даже не понимали смысла того, с чем именно соглашаются.

Имея в своем распоряжении автоматическую клиринговую систему (BACS), карточные системы, банкоматы и обслуживание предприятий, банки контролируют базу розничных расчетов в Великобритании. Они надеются, что это не изменится. Никогда. Прямые и косвенные сборы за использование платежных систем составляют большую часть комиссионного дохода банков — около 40 % их совокупного дохода. В действительности же возможность осуществлять расчеты — это все, что отличает банки от небанковских конкурентов, которые получают доступ к системам за плату.

Хотя технологии уже стучатся в двери и теоретически могут позволить небанковским учреждениям отделаться от посредничества банков и от их громоздких расчетных систем, банки не собираются уступать им контроль над проведением платежей, равно как и регулирующие органы не потерпят свободные расчетные системы для всех желающих.

Тем не менее, как и в случае с Интернетом, технология будет оказывать давление на банки. С нашей точки зрения, уже вырисовываются смутные очертания конкуренции со стороны технологических и телекоммуникационных компаний на отдельных сегментах рынка платежей, особенно на базе новых платежных систем или технологий мобильной связи. Мобильные телефоны представляют особо интересные возможности, и уже долгое время множество банков, операторов сетей и прочих игроков занимаются поиском толковой бизнес-модели по внедрению массовых мобильных платежей. До настоящего времени в основном неудачно. Лишь изредка удавалось достичь скромных успехов. По всему миру банки и операторы сетей в различных конкурентных и взаимодополняющих моделях пытались реализовать сотню, если не больше, проектов. Издержки и право собственности на клиентов оказались двумя нетривиальными проблемами.

Подобно тому, как перспективная оценка Интернета превзошла реальность, мобильные расчеты тоже не оправдали надежд. И все же влияние Интернета имело большое значение, пусть и несколько ниже ожидаемого. Мы уверены, что осуществимый и рентабельный бизнес-план мобильных расчетов, а может и не один, притаился где-то в ожидании, когда же его обнаружат и воплотят в жизнь. Очевидными первоначальными нишами для раскрутки подобного механизма являются клиенты, не пользующиеся услугами банков, а также все потребители, покупающие дешевые товары или осуществляющие мелкие платежи, при которых использование существующих карточных систем нерентабельно. Реверсивное выставление счетов, когда такие платежи добавляются к счету за телефон, представляет собой дорогостоящий способ. Поэтому наверняка появятся более рациональные альтернативы.





Метка: