Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Денежно-кредитная политика: теоретические основы, инструментарий и механизм регулирования

Рубрика: Деньги и денежное обращение

В современной экономической теории регулирования ры­ночной экономики существуют несколько подходов и соответст­венно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выде­ляются два направления — кейнсианская доктрина и современ­ный монетаризм.

Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного ми­рового экономического кризиса 1929—1933 гг., который выявил нестабильность “автоматического саморегулирования” рыночной экономики, как это пытались доказать представители неокласси­ческого направления экономической мысли.

В1936 г. английский экономист Дж. М. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во из­бежание экономических кризисов и обеспечения занятости не­обходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финан­совых инструментов регулирования. Денежно-кредитной поли­тике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспе­чить проведение политики “дешевых денег”, т. е. низких про­центных ставок для решения проблемы эффективного спроса — личного потребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, т.е. игнорировал проблему обеспечения ста­билизации покупательной силы денег.

Кейнсианская концепция дефицитного финансирования ста­ла господствующим направлением в теории и практике государ­ственного регулирования экономики стран Запада, особенно по­сле Второй мировой войны.

Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кри­зисы и стагфляция в середине 70-х годов вызвали отход от кейн­сианской доктрины.

С середины 70-х годов господствующим направлением эко­номической мысли в области регулирования рыночной эконо­мики становится монетаристская концепция американского эко­номиста М. Фридмена, которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка — наиболее эффективный ин­струмент экономического регулирования, в частности, в прове­дении антиинфляционной политики.

Серьезную опасность монетаристы видят в манипулирова­нии денежной массой, т.е. в проведении “гибкой” денежно- кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетар­ных мероприятий в процессе регулирования присуще запазды­вание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства: от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса и 13—14 месяцев — при циклическом подъеме. В связи с этим монетаристы делают вывод, что цен­тральные банки должны проводить равномерное увеличение де­нежной массы — не более 3—5% в год. По мнению М. Фридме­на, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают против антициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению, государственное регулирование спро­са нарушает действие стихийных рыночных сил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризм вы­ступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на огра­ничение инфляции. Главная функция этой политики — кон­троль за выпуском денег в обращение в соответствии с опреде­ленным правилом, т. е. уровнем, соответствующим долговремен­ному темпу роста экономики.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутрипо­литическими и экономическими отношениями, особенно темпа­ми инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в сово­купности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для на­личноденежного обращения, но и контроль за депозитно­чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих бан­ков и других кредитных учреждений страны.

Основой же воздействия центрального банка на небанков­ский сектор — промышленность, торговлю и другие отрасли хо­зяйства — служит относительно высокая доля депозитных денег в денежной массе (например, в США — 90%). В связи с тем, что средства депозитов до востребования, а также срочных и сберегательных вкладов находятся в частных банках, воздействие на них через центральный банк очень усложнено. Эта проблема решается центральным банком путем ограничений и поощрений частных банков в процессе кредитно-расчетного обслуживания хозяйства страны, а также применения центральным банком ад­министративных методов воздействия на их кредитную деятель­ность.

Таким образом, совокупность мер, направленных на расши­рение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики,’ проводимой центральным бан­ком, целью которой является регулирование спроса и предложе­ния на ссудный капитал.

В соответствии с приоритетами экономических целей стра­ны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денеж­ного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов — учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или админист­ративных, методов — переучетное контингентирование, полити­ка обязательных резервов и различные селективные методы.

Учетная (дисконтная) политика центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерче­скими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении про­водится жесткая политика “дорогих” денег, при понижении — политика “дешевых” денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.

Наиболее низкие процентные ставки были установлены в Японии, где созданы условия для получения более дешевого кредита, чем, например, в Великобритании, и, следовательно, более благоприятные условия инвестиций.

Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение “горячих денег”, т.е. ка­питалов,. ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значи­тельное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валют­ного регулирования.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или за­логовая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту уста­навливается более высокий процент (на 1—2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например в ФРГ, вводится специ­альный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменять­ся ежедневно.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капи­талов. Практически во всех странах Европейского Союза, за ис­ключением Италии и Португалии, кредитные учреждения имеют возможность рефинансирования в национальном банке.

Условия рефинансирования в рамках учетной (дисконтной) политики определяются следующими параметрами: требова­ниями к качеству принимаемых к переучету векселей; контин­гентом переучета, т.е. максимально возможным объемом пере­учета векселей для одного банка; учетной ставкой центрального банка.

В рамках залоговой (ломбардной) политики условия рефи­нансирования определяются требованиями к качеству прини­маемых в залог ценных бумаг, ставкой по ломбардным кредитам; количественным ограничением или временным приостановлени­ем выдачи ломбардных кредитов.

Например, в ФРГ Немецкий федеральный банк законода­тельно закрепил следующие требования по качеству векселей, принимаемых к переучету или в залог: наличие не менее трех известных подписей; срок исполнения не более трех месяцев со дня представления к переучету; соответствие вида векселя.

Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконт­ной и ломбардной политики принимает также меры селектив­ного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем ус­тановления определенных контингентов, т.е. лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерче­ским банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в ФРГ, если переучетные контингенты обычно уста­навливаются на полгода, то в виде исключения переучет вексе­лей Экспортного банка и Общества по финансированию про­мышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю тор­говлю страны.

Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижа­ет объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В свя­зи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбард­ной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату М3).

Изменение контингента рефинансирования в Великобрита­нии имеет свои особенности: Банк Англии осуществляет рефи­нансирование национальных кредитных институтов через дис­контные дома, которым он устанавливает учетную ставку, бази­рующуюся на еженедельной котировке казначейских и торговых векселей, причем эта котировка близка к рыночной.

В ФРГ, Дании, Нидерландах и Бельгии кредитные учрежде­ния имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В на­стоящее время в ФРГ и Дании кредитные учреждения могут по­лучать практически нелимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммер­ческими банками других стран.

Учетная и ломбардная политика выполняет также так назы­ваемую сигнальную функцию, когда кредитные институты рас­сматривают снижение официального дисконта как ориентацию на проведение политики кредитной экспансии, а повышение — как ожидание политики кредитной рестрикции. Однако круп­ные банки могут часто вслед за центральным банком не изме­нять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую кли­ентуру.

В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк на­чиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, т.е. установления контингента рефинансирования индивидуаль­но для каждого кредитного учреждения или группы банков.

Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка — это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.

Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке “делал деньги редкими”. Таким образом ис­кусственно создается положение, при котором повышение про­цента оправдано или становится необходимым. Механизм дейст­вия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских ак­цептов и других кредитных обязательств.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки уста­навливаются центральным банком дифференцированно, в зави­симости от срочности государственных ценных бумаг.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и ры­нок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредит­ным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями — с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковре­менным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Таким образом, операции на открытом рынке — это наибо­лее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных воз­можностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным бан­ком в период роста дефицитов федеральных и местных бюдже­тов.

Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

В Великобритании, например, операции с государственными ценными бумагами осуществляются на первичном рынке в строго определенных рамках. Для Банка Англии политика на открытом рынке является ведущим инструментом денежно- кредитного регулирования, прочие инструменты используются нерегулярно.

При проведении политики на открытом рынке Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долго­срочной политики — на операциях с облигациями государствен­ных займов, в краткосрочном аспекте — на операциях с казна­чейскими векселями. Эта политика осуществляется через дис­контные дома путем установления для них твердых ставок по купле и продаже ценных бумаг. Таким образом на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики.

Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция). Что же касается нетрадиционных методов проведения политики на открытом рынке, то следует отметить рост объема операций с правом последующего выкупа на открытом рынке ФРГ, Ита­лии, Ирландии, Португалии и с конца 80-х годов — во Фран­ции.

Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения, т.е. по одинаковой процентной ставке, либо на основе американской системы — дифференцированно в зависимости от кредитного института.

Политика обязательных, или минимальных, резервов. Исто­рически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования эко­номики эта политика является «административным» и наибо­лее действенным методом влияния центрального банка на на- личноденежный объем ресурсов банков и их кредитные воз­можности по сравнению с такими «рыночными» методами регулирования, как учетная политика и политика на откры­том рынке.

Требования минимальных резервов используются практиче­ски во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются сущест­венные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, напри­мер, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.

Сущность этой политики заключается в установлении цен­тральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы

 

их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в цен­тральном банке.

Так, например, законом о Немецком федеральном банке1957 г. ему было разрешено устанавливать нормы обязательных резер­вов по текущим обязательствам не выше 30%, по срочным де­позитам — до 20% и по сберегательным вкладам — до 10%. В этих пределах банк может варьировать нормы обязательных ре­зервов в зависимости от целей регулирования экономики: повы­шение норм влечет уменьшение ресурсов банка, в то время как понижение, наоборот, способствует стимулированию деловой активности в стране.

При нарушении норм обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа — взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Немецкий федеральный банк систематически уточняет вели­чину фактически депонированных на его счетах минимальных резервов кредитных институтов: она определяется как средняя величина поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в течение месяца в Бундесбанке.

В некоторых странах установление норм обязательных резер­вов происходит на основе переговоров между центральным бан­ком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидер­ландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны.

Во многих странах в счет минимальных резервов засчитыва­ются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве ком­пенсации предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнитель­ное рефинансирование путем переучета векселей.

В разных странах Запада наблюдаются существенные разли­чия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расче­те минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассив­ной стороне баланса. Так, например, ставки по обязательным ре­зервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в1994 г. были установлены в следующих размерах:

США — 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,

Франция — 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,

ФРГ — от 4,15 до 12,1%,

Швейцария — 2,5%,

Япония — от 2,5 до 0,125%.

В некоторых случаях при определении величины минималь­ных резервов учитываются и межбанковские обязательства.

В целом можно отметить существенную разницу между став­ками по минимальным резервам в различных странах. Так, на­пример, Банк Англии установил для кредитных институтов став­ку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует ми­нимальные резервы как инструмент денежно-кредитной полити­ки. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.

В ряде случаев кредитные институты освобождаются от со­блюдения обязательств по минимальным резервам. Так, напри­мер, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обя­зательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения.

Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств. Так, например, в ФРГ в обя­зательства, облагаемые минимальными резервами, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. Исключение составляют обя­зательства по отношению к другим институтам, содержащим минимальные резервы.

В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обяза­тельствами, определенными заданной величиной развития де­нежной массы, и депозитами, включенными в расчет минималь­ных резервов. Например, центральные банки Франции, Испа­нии, Японии, Швеции, Италии, как и Бундесбанк ФРГ, регули­руют денежную массу на основе целевых ориентиров, поэтому в этих странах резервные обязательства распространяются на зна­чительную часть пассива баланса банка.

Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. Так, в Японии при установлении изменения ин­декса денежной массы и минимальных обязательных резервов принимаются во внимание депозитные сертификаты. В США обязательства, подлежащие учету в минимальных резервах, по­крываются строго определенной частью денежной массы.

В ряде стран установление минимальных резервов по отно­шению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исклю­чить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии — обязательства по отношению к офф-шорным цен­трам.

В ФРГ при введении чрезвычайных мер в периоды сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок ФРГ с 16 сентября по 15 декабря1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капиталов в обратную сторону.

В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам рас­пространялись только на банки — члены этой системы.

Кроме того, депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Так, центральный банк Люксембурга вообще не использует механизм минимальных резервов, от обязательств по минимальным резер­вам освобождаются депозиты нерезидентов во Франции и Испа­нии или, например, в ФРГ минимальные резервы не устанавли­ваются на те депозиты нерезидентов, которые компенсируются предоставленными им кредитами.

Стремление коммерческих банков к уклонению от обязатель­ных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий поря­док о минимальных резервах, в частности, в1980 г. приняты по­правки к акту о денежном контроле, которые устранили стрем­ление банков к выходу из ФРС.

Инструмент обязательных (минимальных) резервов использу­ется также центральными банками для обеспечения конкуренто­способности своих коммерческих банков. Так, Немецкий феде­ральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на евро­рынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов.

Как видим, Бундесбанк для предотвращения отлива ино­странного капитала из немецких коммерческих банков значи­тельно снизил нормы обязательных резервов для нерезидентов.

Таким образом, изменение норм обязательных резервов явля­ется во всех промышленно развитых странах действенным инст­рументом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.

Валютная политика — это совокупность мероприятий, осуще­ствляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономиче­ской политики страны. Она направлена на решение главных за­дач «магического многоугольника»: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и ин­фляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностя­ми. Валютное регулирование используется государством в каче­стве одного из важнейших инструментов экономической поли­тики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны.

В условиях действия золотого стандарта относительная ста­бильность валютного положения, стихийное выравнивание пла­тежных балансов и устойчивость валютных курсов автоматически обеспечивались механизмом золотых точек. Отход от золотого стандарта сопровождался усилением вмешательства государства в сферу международных расчетов, необходимым условием которых становится государственное регулирование международных ва- лютно-кредитных отношений.

Механизм регулирования валютного курса имеет особо важ­ное значение в процессе регулирования валютно-кредитных от­ношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта ФРГ приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.

Формы и методы проведения валютной политики зависят от конкретных условий развития экономики, состояния платежных балансов, международных отношений, а также внутренней и внешней политики государства.

В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения парите­тов (девальвации и ревальвации), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика, а также разновидность последней — валют­ная интервенция.

Дисконтная, или учетная, политика центрального банка, как указывалось выше, оказывает влияние не только на внутреннюю политику, но и на состояние платежного баланса и валютного курса через воздействие на международное движение капиталов. Так, центральный банк при пассивности платежного баланса страны путем повышения учетной ставки стремится создать благоприятные условия для притока капиталов из-за границы, что должно улучшить состояние платежного баланса и повысить валютный курс. И, наоборот, при хронически активном пла­тежном балансе, что было характерно для ФРГ длительное время, центральный банк снижает официальный дисконт, что влечет за собой отлив капиталов и снижение курса националь­ной валюты.

В нынешних условиях снижается эффективность дисконт­ной, или учетной, политики, так как, во-первых, для нее харак­терно противоречивое воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, проведение дисконтной политики США в начале 80-х годов, направленной на привлечение капиталов из- за границы путем взвинчивания официального дисконта до не­бывало высокого уровня (21,5%), оказывает отрицательное влия­ние на платежные балансы других промышленно развитых стран и противоречит их национальным интересам.

Как субъект валютного регулирования центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз): в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает ино­странную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме ва­лютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс на­циональной валюты. Особенностью валютной интервенции яв­ляются относительно крупные масштабы и сравнительно корот­кий период применения.

Валютная интервенция проводится за счет официальных зо­лотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям своп. Так, например, федеральные резервные бан­ки США осуществляют валютную интервенцию не за счет ва­лютного стабилизационного фонда, созданного в1934 г., а в ос­новном за счет кредитов федеральных банков по соглашениям своп.

В период действия Бреттон-Вудского валютного механизма валютная интервенция проводилась центральными банками для поддержания колебаний рыночных валютных курсов в установ­ленных пределах. С переходом к Ямайской валютной системе, основанной на плавающих валютных курсах, валютная интер­венция применяется центральными банками для сглаживания резких курсовых колебаний. При этом в настоящее время в связи с ослаблением позиций доллара как резервной валюты в качестве интервенционной валюты используются немецкая марка, а также валюты некоторых стран Западной Европы и Японии.

В Европейской валютной системе, которая представляет со­бой «островок стабильности» в системе плавающих курсов, также применяется валютная интервенция центральных банков для поддержки валютных курсов в установленных пределах колеба­ний: в пределах ± 2,25% (для Испании ± 6%), а с августа1993 г. ± 15%.