Денежно-кредитная политика: теоретические основы, инструментарий и механизм регулирования
Рубрика: Деньги и денежное обращениеВ современной экономической теории регулирования рыночной экономики существуют несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления — кейнсианская доктрина и современный монетаризм.
Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., который выявил нестабильность “автоматического саморегулирования” рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.
В1936 г. английский экономист Дж. М. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики “дешевых денег”, т. е. низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса — личного потребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, т.е. игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.
Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны.
Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 70-х годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.
С середины 70-х годов господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена, которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.
Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка — наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведении антиинфляционной политики.
Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежной массой, т.е. в проведении “гибкой” денежно- кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присуще запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства: от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса и 13—14 месяцев — при циклическом подъеме. В связи с этим монетаристы делают вывод, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы — не более 3—5% в год. По мнению М. Фридмена, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.
Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают против антициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению, государственное регулирование спроса нарушает действие стихийных рыночных сил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризм выступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики — контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, т. е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для наличноденежного обращения, но и контроль за депозитночековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков и других кредитных учреждений страны.
Основой же воздействия центрального банка на небанковский сектор — промышленность, торговлю и другие отрасли хозяйства — служит относительно высокая доля депозитных денег в денежной массе (например, в США — 90%). В связи с тем, что средства депозитов до востребования, а также срочных и сберегательных вкладов находятся в частных банках, воздействие на них через центральный банк очень усложнено. Эта проблема решается центральным банком путем ограничений и поощрений частных банков в процессе кредитно-расчетного обслуживания хозяйства страны, а также применения центральным банком административных методов воздействия на их кредитную деятельность.
Таким образом, совокупность мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики,’ проводимой центральным банком, целью которой является регулирование спроса и предложения на ссудный капитал.
В соответствии с приоритетами экономических целей страны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денежного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов — учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или административных, методов — переучетное контингентирование, политика обязательных резервов и различные селективные методы.
Учетная (дисконтная) политика центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика “дорогих” денег, при понижении — политика “дешевых” денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.
Наиболее низкие процентные ставки были установлены в Японии, где созданы условия для получения более дешевого кредита, чем, например, в Великобритании, и, следовательно, более благоприятные условия инвестиций.
Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение “горячих денег”, т.е. капиталов,. ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валютного регулирования.
Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1—2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например в ФРГ, вводится специальный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменяться ежедневно.
Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Союза, за исключением Италии и Португалии, кредитные учреждения имеют возможность рефинансирования в национальном банке.
Условия рефинансирования в рамках учетной (дисконтной) политики определяются следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного банка; учетной ставкой центрального банка.
В рамках залоговой (ломбардной) политики условия рефинансирования определяются требованиями к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставкой по ломбардным кредитам; количественным ограничением или временным приостановлением выдачи ломбардных кредитов.
Например, в ФРГ Немецкий федеральный банк законодательно закрепил следующие требования по качеству векселей, принимаемых к переучету или в залог: наличие не менее трех известных подписей; срок исполнения не более трех месяцев со дня представления к переучету; соответствие вида векселя.
Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконтной и ломбардной политики принимает также меры селективного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем установления определенных контингентов, т.е. лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерческим банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в ФРГ, если переучетные контингенты обычно устанавливаются на полгода, то в виде исключения переучет векселей Экспортного банка и Общества по финансированию промышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю торговлю страны.
Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижает объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В связи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбардной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату М3).
Изменение контингента рефинансирования в Великобритании имеет свои особенности: Банк Англии осуществляет рефинансирование национальных кредитных институтов через дисконтные дома, которым он устанавливает учетную ставку, базирующуюся на еженедельной котировке казначейских и торговых векселей, причем эта котировка близка к рыночной.
В ФРГ, Дании, Нидерландах и Бельгии кредитные учреждения имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В настоящее время в ФРГ и Дании кредитные учреждения могут получать практически нелимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других стран.
Учетная и ломбардная политика выполняет также так называемую сигнальную функцию, когда кредитные институты рассматривают снижение официального дисконта как ориентацию на проведение политики кредитной экспансии, а повышение — как ожидание политики кредитной рестрикции. Однако крупные банки могут часто вслед за центральным банком не изменять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.
В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк начиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, т.е. установления контингента рефинансирования индивидуально для каждого кредитного учреждения или группы банков.
Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка — это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.
Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.
Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке “делал деньги редкими”. Таким образом искусственно создается положение, при котором повышение процента оправдано или становится необходимым. Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.
Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.
Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями — с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.
Таким образом, операции на открытом рынке — это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.
Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.
В Великобритании, например, операции с государственными ценными бумагами осуществляются на первичном рынке в строго определенных рамках. Для Банка Англии политика на открытом рынке является ведущим инструментом денежно- кредитного регулирования, прочие инструменты используются нерегулярно.
При проведении политики на открытом рынке Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики — на операциях с облигациями государственных займов, в краткосрочном аспекте — на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле и продаже ценных бумаг. Таким образом на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики.
Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция). Что же касается нетрадиционных методов проведения политики на открытом рынке, то следует отметить рост объема операций с правом последующего выкупа на открытом рынке ФРГ, Италии, Ирландии, Португалии и с конца 80-х годов — во Франции.
Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения, т.е. по одинаковой процентной ставке, либо на основе американской системы — дифференцированно в зависимости от кредитного института.
Политика обязательных, или минимальных, резервов. Исторически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является «административным» и наиболее действенным методом влияния центрального банка на на- личноденежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими «рыночными» методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы
их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
Так, например, законом о Немецком федеральном банке1957 г. ему было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов по текущим обязательствам не выше 30%, по срочным депозитам — до 20% и по сберегательным вкладам — до 10%. В этих пределах банк может варьировать нормы обязательных резервов в зависимости от целей регулирования экономики: повышение норм влечет уменьшение ресурсов банка, в то время как понижение, наоборот, способствует стимулированию деловой активности в стране.
При нарушении норм обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа — взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.
Немецкий федеральный банк систематически уточняет величину фактически депонированных на его счетах минимальных резервов кредитных институтов: она определяется как средняя величина поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в течение месяца в Бундесбанке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидерландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны.
Во многих странах в счет минимальных резервов засчитываются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве компенсации предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнительное рефинансирование путем переучета векселей.
В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса. Так, например, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в1994 г. были установлены в следующих размерах:
США — 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,
Франция — 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,
ФРГ — от 4,15 до 12,1%,
Швейцария — 2,5%,
Япония — от 2,5 до 0,125%.
В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства.
В целом можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, Банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.
В ряде случаев кредитные институты освобождаются от соблюдения обязательств по минимальным резервам. Так, например, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения.
Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств. Так, например, в ФРГ в обязательства, облагаемые минимальными резервами, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. Исключение составляют обязательства по отношению к другим институтам, содержащим минимальные резервы.
В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Например, центральные банки Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, как и Бундесбанк ФРГ, регулируют денежную массу на основе целевых ориентиров, поэтому в этих странах резервные обязательства распространяются на значительную часть пассива баланса банка.
Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. Так, в Японии при установлении изменения индекса денежной массы и минимальных обязательных резервов принимаются во внимание депозитные сертификаты. В США обязательства, подлежащие учету в минимальных резервах, покрываются строго определенной частью денежной массы.
В ряде стран установление минимальных резервов по отношению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исключить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии — обязательства по отношению к офф-шорным центрам.
В ФРГ при введении чрезвычайных мер в периоды сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок ФРГ с 16 сентября по 15 декабря1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капиталов в обратную сторону.
В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам распространялись только на банки — члены этой системы.
Кроме того, депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Так, центральный банк Люксембурга вообще не использует механизм минимальных резервов, от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов во Франции и Испании или, например, в ФРГ минимальные резервы не устанавливаются на те депозиты нерезидентов, которые компенсируются предоставленными им кредитами.
Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах, в частности, в1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС.
Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов.
Как видим, Бундесбанк для предотвращения отлива иностранного капитала из немецких коммерческих банков значительно снизил нормы обязательных резервов для нерезидентов.
Таким образом, изменение норм обязательных резервов является во всех промышленно развитых странах действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.
Валютная политика — это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Она направлена на решение главных задач «магического многоугольника»: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Валютное регулирование используется государством в качестве одного из важнейших инструментов экономической политики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны.
В условиях действия золотого стандарта относительная стабильность валютного положения, стихийное выравнивание платежных балансов и устойчивость валютных курсов автоматически обеспечивались механизмом золотых точек. Отход от золотого стандарта сопровождался усилением вмешательства государства в сферу международных расчетов, необходимым условием которых становится государственное регулирование международных ва- лютно-кредитных отношений.
Механизм регулирования валютного курса имеет особо важное значение в процессе регулирования валютно-кредитных отношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта ФРГ приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.
Формы и методы проведения валютной политики зависят от конкретных условий развития экономики, состояния платежных балансов, международных отношений, а также внутренней и внешней политики государства.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения паритетов (девальвации и ревальвации), регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика, а также разновидность последней — валютная интервенция.
Дисконтная, или учетная, политика центрального банка, как указывалось выше, оказывает влияние не только на внутреннюю политику, но и на состояние платежного баланса и валютного курса через воздействие на международное движение капиталов. Так, центральный банк при пассивности платежного баланса страны путем повышения учетной ставки стремится создать благоприятные условия для притока капиталов из-за границы, что должно улучшить состояние платежного баланса и повысить валютный курс. И, наоборот, при хронически активном платежном балансе, что было характерно для ФРГ длительное время, центральный банк снижает официальный дисконт, что влечет за собой отлив капиталов и снижение курса национальной валюты.
В нынешних условиях снижается эффективность дисконтной, или учетной, политики, так как, во-первых, для нее характерно противоречивое воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, проведение дисконтной политики США в начале 80-х годов, направленной на привлечение капиталов из- за границы путем взвинчивания официального дисконта до небывало высокого уровня (21,5%), оказывает отрицательное влияние на платежные балансы других промышленно развитых стран и противоречит их национальным интересам.
Как субъект валютного регулирования центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз): в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.
Девизная политика проводится главным образом в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Особенностью валютной интервенции являются относительно крупные масштабы и сравнительно короткий период применения.
Валютная интервенция проводится за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям своп. Так, например, федеральные резервные банки США осуществляют валютную интервенцию не за счет валютного стабилизационного фонда, созданного в1934 г., а в основном за счет кредитов федеральных банков по соглашениям своп.
В период действия Бреттон-Вудского валютного механизма валютная интервенция проводилась центральными банками для поддержания колебаний рыночных валютных курсов в установленных пределах. С переходом к Ямайской валютной системе, основанной на плавающих валютных курсах, валютная интервенция применяется центральными банками для сглаживания резких курсовых колебаний. При этом в настоящее время в связи с ослаблением позиций доллара как резервной валюты в качестве интервенционной валюты используются немецкая марка, а также валюты некоторых стран Западной Европы и Японии.
В Европейской валютной системе, которая представляет собой «островок стабильности» в системе плавающих курсов, также применяется валютная интервенция центральных банков для поддержки валютных курсов в установленных пределах колебаний: в пределах ± 2,25% (для Испании ± 6%), а с августа1993 г. ± 15%.