Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Кредиты МВФ

Рубрика: Кредитные организации

Членство в МВФ дает возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефи­цита платежного баланса (табл. 10.10).

1 апреля 1992 г. обнародована первая международная програм­ма помощи России (24 млрд долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось учредить фонд стабили­зации российского рубля (6 млрд долл.) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Для формирования этого фонда плани­ровалось использовать средства, выделенные Фонду «группой де­сяти» в рамках Генеральных соглашений о займах. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд долл.) для покрытия дефицита платежного баланса. При этом руководители Фонда подчеркивали, что доступ стран бывшего СССР к его ресурсам зависит от последовательности осуществле­ния ими рыночных реформ.

Таблица 10.10

КРЕДИТЫ МВФ РОССИИ

Дата предостав­ления кредитов Виды кредитов Сумма Период использо­вания Сроки погашения Использование страновой квоты % Условия кредитов
млн СДР млрд долл.
1992 г, 5 августа Первый транш резерв­ного кредита (стэнд-бай) 719,0 1,0 5 месяцев 5 лет с отсрочкой по­гашения в течение 3 лет и 3 месяцев 16,7 Дефицит госбюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за ростом в месяц.денежной массы; темп инфляции — менее 10%
1993 г., 6 июля Первый транш кредита в рамках механизма финансирования си­стемных преобразова­ний 1078,3 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой по­гашения в течение 4,5года 25 Сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инф­ляции — не свыше 7—9% в месяц.
1994 г., 25 апреля Второй транш кредита в рамках механизма финансирования си­стемных преобразова­ний 1078,3 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой по­гашения в течение 4,5года 25 Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогич­ны условиям предыдущего кредита; ли­берализация внешнеэкономической дея­тельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта.
1995 г., 11 апреля Резервный кредит (стэнд-бай) 4313,1 6,8 12 месяцев 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 100 Требования детализированы и уже­сточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%); уменьшение кредита правительству; снижение инфляции до 1% в месяц. Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счет льготных кредитов ЦБ РФ.

Устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 г. экспортных пошлин. Ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

1996 г., 26 марта Договоренность в рам­ках механизма расши­ренного кредитования 6901,0 10,1 3 года 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу 160

(первый год— 65%; второй год— 55%; третий год— 40%)

Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1966 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. — до 6,9% в год.

Завершается либерализация внешней торговли: ликвидируются экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повы­шением акцизов; отмена обязательных предтаможенных экспертиз экспортиру­емых товаров; понижение таможенного обложения импорта; отказ от введения ограничений на импорт алкоголя.

МВФ ежемесячно, а затем ежеквар­тально проверяет выполнение бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ.

1998 г.. 20 июля Кредитный пакет:

1) Добавление к креди­ту в рамках механизма расширенного креди­тования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования

3) Кредит в рамках механизма компенса­ционного и чрезвычай­ного финансирования

Итого:

2313,07

3992,5

2156,6

8462,17

3,0

5,3

2,9

11,2

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентя­бря и 15 декабря 1998 г.

Единовременно, в полной сумме

1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течение3 лет и 3 месяцев

50

90

50

190

Осуществление антикризисной программы; финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; перестройка налоговой системы и улучшение сбора налогов. Минфин предлагает владельцам ГКО обменивать их на еврооблигации в иностранной валюте с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Денежная и валютная политика остается в 1998 г. в основном прежней, обеспечивается снижение темпа инфляции. Структурные реформы: решение проблемы неплатежей и содействие развитию частного сектора; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства; усиление контроля за деятельностью банков.
Общая сумма кредитов, предо­ставленных за1992—1998 гг.

22551,87

32,15

Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington.

5 августа 1992 г. МВФ предоставил России в рамках кредита стэнд-бай первую кредитную долю, при использовании которой Фонд требует от страны-заемщицы выполнения сравнительно мяг­ких условий. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн СДР (1,04 млрд долл.) из 7,5% годовых со сроком использования в течение пяти месяцев. Эти средства были использованы для пополнения валютных резервов и интервенций на валютном рын­ке. Последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства для фонда стабилизации рубля. Предоставление кредитов требует предварительного одоб­рения Фондом стабилизационной программы и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров — бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи — несвязанные валютные средства, которые власти могли бы использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался нереали­зованным.

Второй пакет помощи России (43,4 млрд долл.) был принят на встрече «семерки» (Токио, апрель 1993 г.) и подтвержден на сове­щании на высшем уровне в Токио в июле 1993 г. Во-первых, токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные ста­билизационные меры» в размере 4,1 млрд долл., в том числе 3 млрд в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой, обусловлен­ный выполнением более умеренных требований, чем при получении стандартного резервного кредита. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Было достаточно совместного заявле­ния правительства и Центрального банка РФ об их экономических намерениях. Первая половина этого кредита (1,5 млрд долл.) была предоставлена России в июле 1993 г. Однако вторая половина данного кредита в 1993 г. не была получена, поскольку МВФ не был удовлетворен результатами проводимой в России финансовой стабилизации. Фонд предоставил ее только 25 апреля 1994 г., т.е. спустя почти год после выделения первой доли (обычно промежу­ток между двумя порциями кредита не превышал шести месяцев).

Во-вторых, планировалось осуществление «полной стабилиза­ционной программы» за счет резервного кредита МВФ (4,1 млрд долл.) и фонда стабилизации рубля (6 млрд), всего — 10,1 млрд долл. Обе позиции содержались и в пакете помощи 1992г., но не были реализованы. Резервный кредит частично предполагалось использовать для выкупа на вторичном рынке долговых обяза­тельств бывшего СССР по отношению к иностранным частным коммерческим банкам. Однако поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ, то их предоставление вновь было отсрочено.

После валютных потрясений осенью 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный вторник» (11 октября), руковод­ство России взяло курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная смена вех встретила под­держку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление Рос­сии 11 апреля 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ, т.е. 6,8 млрд долл., на 12 месяцев. Власти использовали этот кредит, с одной стороны, для пополнения золото-валютных резервов и погашения внешней задолженности, а с другой — для финансирования дефи­цита государственного бюджета.

МВФ в целом выражал удовлетворение результатами програм­мы финансовой стабилизации России в 1995 г. Но при этом высказывались критические замечания в отношении структурных преобразований (приватизации, модернизации банковского секто­ра, земельной реформы). Тем не менее 26 марта 1996 г. Фонд предоставил России новый кредит — на этот раз через механизм расширенного финансирования. Этот кредит (10,1 млрд долл.) подлежал использованию в течение трех лет. Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первом году — 65% квоты, во втором — 55%, в третьем — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта по­ступала в виде ежемесячных, а в последующие два года кварталь­ных траншей.

Получение Россией широкомасштабного кредита МВФ позво­лило ей достичь в 1996 г. соглашения с государствами-кредитора­ми в рамках Парижского и Лондонского клубов о долгосрочном (на 25 лет) реструктурировании внешнего долга бывшего СССР, ответственность за обслуживание и погашение которого она при­няла на себя.

МВФ не был удовлетворен ходом выполнения Россией стаби­лизационной программы 1997—1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться. Недовольство Фонда в особенности вызывало состояние государственного бюджета.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением цен на мировых рынках на энергоносители, в первую очередь нефть и газ, а также на сырье. Платежный баланс (текущие операции) превратился в первом полугодии 1998 г. из активного, каким он был предыдущие годы, в пассивный с дефицитом свыше 6 млрд долл. Тяжелый удар нанес российской экономике мировой финансовый кризис. Он привел к сбросу ино­странцами российских ценных бумаг и конвертированию выручен­ных рублевых средств в иностранную валюту. Это, с одной сторо­ны, содействовало падению спроса на ГКО-ОФЗ и соответственно повышению уровня их доходности, а с другой — снижению курса рубля. Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ и другим официальным кредиторам с про­сьбой о предоставлении срочной масштабной финансовой помо­щи. Запад обещал оказать помощь, объем которой на протяжении 1998—1999 гг. в совокупности должен был достичь 22,6 млрд долл.

Основной объем пакета финансовой поддержки России прихо­дился на кредиты МВФ (11,2 млрд долл. в 1998 г. и 0,4 млрд в 1999 г., всего 11,6 млрд). Эта сумма делилась на следующие три части: добавление (3,4 млрд долл.) к предоставляемому с 1996 г. кредиту в рамках механизма расширенного финансирования; кре­дит (5,3 млрд долл.) с использованием созданного в декабре 1997 г. механизма дополнительного резервного финансирования (на более жестких, чем обычно, условиях); кредит в рамках меха­низма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд долл.), который должен был компенсировать сокра­щение поступлений от экспорта, связанное с падением цен на нефть. Вместе с неиспользованной частью кредита 1996—1998 гг. общая величина кредитной поддержки Фондом России составила бы в 1998 г. 12,5 млрд долл., а в 1998—1999 гг. — 15,1 млрд долл. Кроме того, российское правительство намеревалось договорить­ся с МВФ о новой кредитной линии расширенного финансирова­ния в 1999—2001 гг. (2,6 млрд долл. в год), т.е. в итоге около 8 млрд долл. Средства на финансирование в 1998 г. дополнитель­ной помощи России в рамках механизмов расширенного финан­сирования и дополнительного резервного финансирования (около 8,3 млрд долл.) должны были поступить за счет Генеральных соглашений о займах, т.е. от 11 ведущих стран Запада.

Всемирный банк согласился предоставить в 1998 г. 1,7 млрд долл., а в 1998—1999 гг. — 6,0 млрд долл. Наконец, правительство Японии обещало заем (1,5 млрд долл., в том числе 0,6 млрд долл. в 1998 г.) в виде дополнения к кредитам Всемирного банка.

В связи с решениями российских властей 17 августа 1998 г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кре­дитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу. Судьба дальнейших взаимоотно­шений России с МВФ и Всемирным банком стала предметом сложных переговоров.

В целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30—32 млрд долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20—21 млрд долл. (см. табл. 10.10). Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд СДР, или 19,3 млрд долл.,* т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда.**

* International Financial Statistics International Monetary Fund, Washington, Vol. LII, №5, May 1999, p. 22—23; 624—625.

** Ibid, p. 22—23.

Что касается других стран СНГ и Балтии, то в 1992— май 1999 гг. МВФ выделил им кредиты на сумму 10,9 млрд долл. (табл. 10.11). Одна из целей предоставленных Фондом этим стра­нам кредитов состояла в поддержке вводимых ими национальных валют (Казахстан, Киргизия, Молдавия и др.). За счет кредитов МВФ частично оплачивались поставки нефти и газа, а также продовольствия из России и других стран СНГ.

За период с 1992 г. по конец 1998 г. государства бывшего СССР реально получили от Фонда 26,4 млрд долл., или 1/4 суммы заимствований всех стран — членов МВФ. Около 4/5 общей суммы пришлись на Россию (21,3 млрд долл.) На втором месте Украина (2,9 млрд долл., или 10%). Остальные страны СНГ и Балтии получили лишь 11,8% всей суммы (3,2 млрд долл.).

В новом выпуске СДР, решение о котором Совет управляющих принял в сентябре 1997 г., доля России составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.), что эквивалентно 5,90% общей суммы, остальных стран СНГ и Балтии — 740,0 млн (1,0 млрд долл.), или 3,45%.

Таблица   10.11

КРЕДИТЫ МВФ СТРАНАМ СНГ (ИСКЛЮЧАЯ РОССИЮ) И БАЛТИИ,

1992— май 1999 гг.

Страна Дата предостав­ления кредита Сумма Вид кредита
млн СДР млн долл.
Азербайджан 1995 г. 19 апреля 29,25 46 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований (МФСП), первый транш
17 ноября 87,80 132 Резервный кредит («стэнд- бай»); МФСП, второй транш
1996 г.

20 декабря

152,10 219 Механизм расширенного финансирования (МРФ). Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП)
1999 г.

26 января

56,3 79 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация непредвиденного сокращения стоимости экс­порта)
Всего 325,45 476
Армения 1994 г.

14 декабря

16,88 25 МФСП, первый транш
1995 г.

28 июня

60,80 98 Резервный кредит («стэнд-бай»); МФСП, второй транш
1996 г.

14 февраля

101,25 148 МРФСП
1998 г.

22 декабря

8,1 11 МРФСП, увеличение пер­воначальной суммы кредита
Всего 187,03 282
Белоруссия 1993 г.

28 июля

70,10 98 МФСП, первый транш
1995 г.

31 января

70,10 103 МФСП, второй транш
12 сентября 196,28 293 Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

Всего 336,48 494
Грузия 1994 г.

15 декабря

27,75 40 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш
1995 г.

28 июня

100,00 157 Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш
1996 г.

28 февраля

166,50 246 Механизм расширенного финансирования струк­турной перестройки
Всего 294,25 443
Казахстан 1993 г.

23 июля

61,88 86 Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
1994 г.

26 января

185,63 255 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш
1995 г.

5 июня

185,60 290 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
1996 г.

17 июля

309,40 446 Механизм расширенного финансирования
Всего 742,51 1077
Киргизия 1993 г.

12 мая

43,21 62 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
17 сентября 16,13 23 Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
1994 г.

20 июля

70,95 104 МРФСП
1995 г.

11 декабря

17,20 26 МРФСП, увеличение первоначальной суммы кре­дита
1998 г.

26 июня

64,50 86 Механизм расширенного финансирования структурной перестройки
1999 г.

4 марта

8,90 12 МРФ структурой перестройки, увеличение пер­воначальной суммы кре­дита
Всего 220,89 313
Латвия 1992 г.

14 сентября

54,90 81 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
1993 г.

15 декабря

45,75 63 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
1994 г.

15 июля

22,88 34 Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш
1995 г.

21 апреля

27,45 44 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1996 г.

24 мая

30,00 43 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1997 г.

10 октября

33,00 45 Резервный кредит («стэнд-бай»)
Всего 213,98 310
Литва 1992 г.

21 октября

56,93 82 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1993 г.

22 октября

51,75 72 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, первый транш
1994 г.

8 апреля

25,88 36 Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш
24 октября 134,55 201 Механизм расширенного финансирования
Всего 269,11 391
Молдавия 1993 г.

3 февраля

13,50 19 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенса­ция возросшей стоимости импорта зерновых)
17 сентября 22,50 32 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш
17 декабря 74,25 103 Резервный кредит («стэнд-бай»).

Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш

1994 г.

19 декабря

12,20 18 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация вынужденного увели­чения импорта зерновых)
1995 г.

22 марта

58,50 91 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1996 г.

20 мая

135,00 195 Механизм расширенного финансирования
Всего 315,95 458
Таджикистан 1996 г.

8 мая

15,00 22 Резервный кредит («стэнд-бай»), первый кредитный транш
1997 г.

19 декабря

7,50 10 Помощь послеконфликтным странам
1998 г.

1 апреля

7,50 10 Помощь послеконфликтным странам, второй кредит
24 июня 100,30 134 Механизм расширенного финансирования структурной перестройки
Всего 130,30 176
Туркменистан Кредиты не предоставля­лись
Узбекистан 1995 г.

25 января

49,87 74 Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
18 декабря 174,60 259 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
Всего 224,47 333
Украина 1994 г.

26 октября

249,33 371 Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
1995 г.

7 апреля

1246,62 1960 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
1996 г.

10 мая

598,20 877 Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

1997 г.

25 августа

398,92 542 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1998 г. 4 сентября 1645,55 2200 Механизм расширенного финансирования
Всего 4138,62 5950
Эстония 1992 г.

16 сентября

27,90 41 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1993 г. 27 октября 23,25 32 Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
1995 г. 3 января 11,63 17 Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
11 апреля 13,95 22 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1996 г. 29 июля 13,95 20 Резервный кредит («стэнд-бай»)
1997 г. 17 декабря 16,10 22 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
Всего 106,78 154
Все страны 7505,82 10857
Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington, 1992—1998.

Условия кредитов. Кредиты МВФ обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в раз­рабатываемых совместно с Фондом программах макроэкономи­ческой стабилизации и структурных преобразований. Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются в ряде случаев составной частью между­народных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требова­ния, практически выступает в качестве проводника политики Запа­да, в первую очередь стран «семерки».

Таблица 10.12

ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ МВФ1, 1992—1998 гг.

(млн СДР)

Страны

Годы

1992—1998 гг.

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 млн СДР % к итогу % к итогу
Все страны — члены МВФ 5335,4 5313,9 5889,9 18399,3 5979,6 16843,5 21482,2 79243,8 100,00
Все страны СНГ и Балтии 769,3 1474,6 1646,0 4984,5 3503,8 1919,3 5191,1 19488,6 24,59 100,0
В том числе:
Азербайджан 67,9 53,8 76,1 30,4 228,2 0,29 1,2
Армения 16,9 30,4 33,8 16,9 37,8 135,8 0,17 0,7
Белоруссия 70,1 120,1 190,2 0,24 1,0
Грузия 27,8 50,0 55,5 55,5 27,8 216,6 0,27 1,1
Казахстан 61,9 136,1 92,8 92,8 154,7 538,3 0,68 2,8
Киргизия 43,9 9,5 30,3 16,1 32,3 10,8 142,9 0,18 0,7
Латвия 25,2 52,6 32,0 109,8 0,14 0,5
Литва 17,3 70,7 46,6 41,4 31,1 41,4 248,5 0,31 1,3
Молдавия 63,0 49,5 42,4 22,5 15,0 192,4 0,24 1,0
Россия 719,0 1078,3 1078,3 3594,3 2587,9 1467,3 4600,0 15125,1 19,09 77,6
Таджикистан 15,0 7,5 47,8 70,3 0,09 0,4
Туркменистан
Узбекистан 106,0 59,3 165,3 0,21 0,9
Украина 249,3 788,0 536,0 207,3 281,8 2062,4 2,60 10,6
Эстония 7,8 34,1 20,9 62,8 0,08 0,3
1 Исключены суммы использования странами-членами резервного транша. Включены льготные займы, предостав­ляемые Фондом странам-членам за счет привлеченных средств.

Источники. International Financial Statistics Yearbook 1997.

International Monetary Fund, Washington, 1997, р. 26—29;

International Financial Statistics.

International Monetary Fund, Washington, Volume LII, Number 5, May 1999, p. 16—17, 20.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита, МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформ­ления и рефинансирования внешней задолженности.

Основанием для предоставления России первого транша креди­та (1 млрд долл.) послужило соглашение между российским пра­вительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. Это соглашение предусматривало сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП, кредитной эмиссии Центрального банка РФ во второй половине 1992 г. до 700 млрд руб., снижение темпа инфляции до менее 10% в месяц к концу 1992 г. Следовательно, это соглашение было основано на традиционной для МВФ монетаристской модели макроэкономической стабилизации. Однако в условиях глубокого экономического спада она оказалась непригодной.

МВФ отказался предоставить России в 1992 г. резервный кре­дит (3 млрд долл.) под предлогом, что политика российских властей привела к срыву достигнутого соглашения. Темп инф­ляции возрос до 30% в месяц в начале 1993 г. Объем ВВП уменьшился. Дефицит государственного бюджета России вместо запланированного уровня 5% ВВП, оказался вдвое выше, по неко­торым оценкам, достигал 20%. Основную причину роста инф­ляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка РФ на 20% ежемесячно.

Стремясь обеспечить реализацию токийского пакета иностран­ной помощи, правительство и Центральный банк РФ приняли совместное заявление об экономической политике в 1993 г. Новая экономическая концепция российских властей в основных чертах повторяла программу предыдущего года. Она содержала типич­ные для требований МВФ (хотя и несколько смягченные) целевые установки: понижение к концу года ежемесячного темпа инфляции до 7—9%; сокращение дефицита государственного бюджета напо­ловину — до 10% ВВП; ужесточение кредитно-денежной полити­ки, что предполагало, в частности, приведение ставки рефинан­сирования Центрального банка РФ в соответствие с рыночными тенденциями; продолжение либерализации валютных и внешнето­рговых операций, включая отказ от поддержания курса рубля и распространение конвертируемости рубля по текущим операци­ям на иностранцев; расширение масштабов приватизации и усиление роли рыночного механизма распределения финансовых ресур­сов. На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований (1,5 млрд долл.). Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения рос­сийскими властями их обещаний, а также результатами парла­ментских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства.

Новое соглашение, зафиксированное в апреле 1994 г. совмест­ным Меморандумом правительства и Центрального банка РФ об экономической политике в 1994 г., предусматривало: сокращение месячных темпов инфляции до 3—5% (МВФ был готов удовлет­вориться 7%); ограничение бюджетного дефицита относительно ВВП однозначной цифрой; осуществление мер по повышению эффективности налоговой системы, мобилизации доходов в бюд­жет; либерализацию внешней торговли и валютного оборота, устранение нетарифных мер регулирования экспорта; форсирова­ние приватизации собственности. Новое соглашение с МВФ позво­лило России получить вторую половину кредита в поддержку системных преобразований, а также прокладывало путь к получе­нию обещанного кредита «стэнд-бай».

Экономические программы, выполнением которых обусловли­валось предоставление кредита «стэнд-бай» в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного финансирования в 1996— 1998гг., характеризуются ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и детализацией макроэкономических показа­телей. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП по сравнению с 11 % в предыдущем году, т.е. почти в два раза, довести его до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.

Что касается кредитно-денежной политики, то ключевым ее элементом стало полное прекращение с 1995 г. финансирования бюджетного дефицита за счет прямых, льготных кредитов Цент­рального банка РФ, сдерживание темпа расширения объема креди­та и денежного предложения, сокращение инфляции к концу 1996г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. — до 6,9% в годовом исчислении.

Согласованные Правительством России с МВФ программы предусматривали ускорение структурных преобразований в эконо­мике. В их числе: форсирование приватизации при обеспечении для иностранных инвесторов равных с национальными предпринима­телями возможностей участия в этом процессе; устранение ад­министративного контроля за ценами и прибылью, за исключени­ем нескольких естественных монополий; содействие отраслевой и технологической перестройке промышленности; радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, устранение ограничений на куплю и продажу земли; укрепление банковского секто­ра — повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы, повышение эффективности надзора со сто­роны Центрального банка РФ над коммерческими банками; при­нятие мер по сокращению взаимных неплатежей между пред­приятиями без кредитных вливаний со стороны правительства и Центрального банка РФ; секьюритизация долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую оче­редь стандартизированных векселей; создание более эффективной правовой и организационной основы функционирования рынка ценных бумаг.

Программы 1995—1996 гг. содержали положения, направлен­ные на завершение процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Россия взяла обязательства по устранению льгот во внешней торговле, окончательной ликвидации количественных ограничений экспорта и импорта. Был ликвидирован институт специальных экспортеров стратегических товаров, включая нефть. Отменялись все экспортные пошлины, в том числе на нефть и газ, а связанные в этим потери для бюджета компенсировались повы­шением акцизов. Предполагалось понизить таможенное обложе­ние импорта. По соглашению 1996 г. правительство обязалось воздержаться от количественных ограничений на ввоз алкоголя и предоставления льгот по уплате импортных пошлин на матери­алы для средств массовой информации. Отменялась обязательная предтаможенная экспертиза поставляемых на экспорт товаров.

Программа экономической политики России в 1998—1999 гг., которую предполагалось осуществлять при содействии дополни­тельной финансовой помощи со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие нараставшему в стране финансовому и валютному кризису. Особый упор делался на ужесточение финансовой дисциплины, сокращение дефицита феде­рального бюджета с намечавшихся в 1998 г. 5,6% ВВП до 2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого намечалось перестроить налого­вую систему, улучшить сбор налогов, что должно было привести к увеличению бюджетных доходов. С целью ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном порядке обменивать их на номинированные в конвертируемых валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения на ос­нове рыночных процентных ставок. Все это было призвано сни­зить инфляцию. Структурные меры направлены на решение про­блемы неплатежей, содействие развитию частного сектора, укре­пление банковской системы.

Осуществление антикризисной программы было сорвано валютно-финансовым кризисом и правительственными решениями 17 августа 1998 г. Эти события стали чувствительным ударом по престижу МВФ.

Кризисная ситуация вынуждает Россию и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фа­ктором формирования их экономической и социальной политики.





Метка: