Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Всемирный банк (ВБ) в 1990-х годах

Рубрика: Кредитные организации

Цели и задачи. Сразу после учреждения в1945 г. Всемирный Банк представлял собой одну организацию — Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы было создано три подразделения (филиала): Международная фи­нансовая корпорация (МФК) — в1956 г., Международная ассо­циация развития (МАР) — в1960 г., Многостороннее агентство по гарантированным инвестициям (МАГИ) — в1988 г. Эти под­разделения имеют разные цели, собственные уставы и своих членов. Однако президент МБРР одновременно является прези­дентом каждого подразделения и первые два подразделения (за исключением МАГИ) управляются одним Советом директоров. Состав Совета директоров МАГИ несколько отличается от об­щего для других подразделений совета.

Таким образом, МБРР и его подразделения образуют группу Всемирного Банка со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). МБРР как родоначальник и центральное звено этой группы час­то называют также Всемирным Банком.

Банк учрежден по решению Бреттон-Вудской (США) конфе­ренции ООН по валютно-финансовым вопросам в1944 г. одно­временно с Международным валютным фондом (МВФ) в качест­ве специализированного, но независимого в решениях от ООН подразделения. Его членами, согласно уставу, являются только страны, вступившие в МВФ, число их в настоящее время состав­ляет 180.

Цель этой межправительственной организации — стимулиро­вание экономического развития, содействие международной торговле, поддержание платежных балансов во благо гражданам развивающихся стран-участниц. С начала своей деятельности Банк ежегодно получает прибыль, хотя ее максимизация не яв­ляется основной задачей.

Основные принципы деятельности Всемирного Банка:

— предоставление займов только для эффективных капита­ловложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

— решение о предоставлении кредита принимается только исходя из экономических соображений и увязывается со степе­нью вероятности его возврата;

— кредиты предоставляются под гарантии правительств стран- заемщиков;

— использование займов не ограничивается затратами средств в какой-то одной стране-участнице;

— президент и сотрудники должны действовать исключи­тельно в интересах Банка, а не каких-либо иных органов, в том числе правительств стран.

До середины 50-х гг. Банк стимулировал экономику стран Западной Европы, пострадавших от войны. Затем кредитная по­литика стала меняться и в настоящее время существенная доля кредитов предоставляется развивающимся странам Азии, Афри­ки и Америки, а также Европы. Кроме того, изменилась и целе­вая структура кредитов — выросла относительно промышленного сектора доля кредитования сельского хозяйства, здравоохране­ния, образования и др. В последние годы Банк предпринимал попытки решения проблемы внешних долгов развивающихся с.тран.

Банк является более мощной организацией, чем другие род­ственные учреждения, даже по сравнению с МВФ. Масштабы его деятельности иллюстрирует табл. 8.1. За все время существо­вания до1993 г. включительно МБРР И МАР приняли на себя обязательство в виде займов на сумму 313 млрд. долл. США, в то время как МВФ — на 152 млрд. долл. США. Выполняя совер­шенно разные функции, он и МВФ взаимно дополняют друг друга и являются партнерами.

Таблица 8.1. Масштабы деятельности группы Всемирного Банка (1993 г.)

Учреждение

Число

стран

Число

проектов

Объем финансирования, млрд.долл.

МБРР

44

122

16,9

МАР

45

110

6,8

МФК

(нет данных)

185

2,1

МАГИ

14

27 (гарантий)

1,9

 

В отличие от МВФ, который, осуществляя контроль и стаби­лизацию международной валютной системы, может предостав­лять все виды финансирования любым странам-участницам, Банк обслуживает только развивающиеся страны, содействуя их долгосрочному экономическому росту, исходя исключительно из экономических, а не политических соображений. Банк имеет самый высокий инвестиционный рейтинг — ААА — на рынках капитала.

Банк привлекает, помимо взносов участников, заемные сред­ства на мировом рынке капиталов посредством выпуска и про­дажи облигаций и других обязательств, а также предоставляет долгосрочные кредиты (обычно до 15—20 лет по ставкам, более низким, чем коммерческие банки) государственным и частным предприятиям под гарантии правительств. Он гарантирует част­ные инвестиции, а также оказывает “техническую помощь” в виде консультаций правительствам стран для содействия повы­шению эффективности экономики.

Операции. Для привлечения ресурсов Банк продает облига­ции и другие долговые обязательства в виде ценных бумаг пен­сионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран. Выпускаемые им ценные бумаги являются самыми надежными в мире, поэто­му Банк имеет возможность получать займы на самых выгодных условиях.

В частности, большим успехом Банка стал выпуск в1989 г. так называемых “глобальных” облигаций на сумму 1,5 млрд. Долл.США. Эти облигации, выраженные в долларах США, одно­временно выпускаются в Нью-Йорке, Лондоне и Токио как внутренние инструменты и особо привлекательны для инвесто­ров в силу высокой ликвидности и надежности.

В рамках изыскания ресурсов Банк, начиная с1982 г., актив­но осуществляет также программу валютных свопов, т.е. обмена одной валюты на другую с обязательством обратного обмена че­рез определенное время, получая при этом выгоды.

Другим источником средств являются его активный капитал и нераспределенная прибыль. Соотношение собственных и заем­ных средств выдерживается Банком с большим страховым резервом.

Банк предоставляет прямое финансирование развивающимся странам как для изменения их экономической политики, так и для реализации конкретных проектов и программ. В начале дея­тельности приоритет отдавался финансированию крупных про­мышленных проектов, например, строительству дорог, мостов, линий электропередач и др. В настоящее время возросла доля финансирования социальных программ, в частности, повышения жизненного уровня населения, здравоохранения, повышения квалификации, а также развития мелкого предпринимательства. Банк также предоставляет займы на общее повышение эффек­тивности экономической политики — так называемые стабили­зационные займы.

Как уже отмечалось, Банк осуществляет долгосрочное креди­тование по плавающим процентным ставкам, размер которых связан с расходами на его собственные заимствования и состав­ляет в настоящее время около 7,5%. Он предоставляет займы только в валютах, в которых сам привлекает заемные средства, снижая тем самым риски, связанные с колебаниями курсов валют.

Предоставляя займы, Банк до недавнего времени взимал пла­ту в размере 0,75% суммы неосвоенного баланса за резервирова­ние кредитной линии. С1989 г. эта плата уменьшилась до 0,25% по всем займам. В1993 г. была также снижена на 0,25% кредит­ная ставка для дисциплинированных заемщиков, доля численно­сти которых в настоящее время составляет более 70%.

В результате проводимых операций Банк устойчиво получает прибыль, которая в настоящее время превышает 1 млрд. долл. США в год и используется в основном на развитие и совершен­ствование его деятельности. Банк не выплачивает дивидендов странам-участницам.

Управление и организационная структура. Высшим органом управления Банком является Совет управляющих, где каждая из стран-участниц представлена министром финансов или управ­ляющим центрального банка. Акционерный капитал (около 200 млрд.долл. США) распределен в соответствии с квотами стран- участниц в МВФ. Наибольшая доля акций (а значит и голосов) принадлежит США (более 17%), за ними следуют Япония (более 7), Германия (около 5,5), а также Франция и Англия (по 5% с небольшим). Эти страны занимают лидирующее положе­ние в Банке. Доля Российской Федерации, как и Канады, Ин­дии, Италии, Саудовской Аравии, составляет около 3%. Ос­тальные акции принадлежат большому числу развивающихся стран.

Совет управляющих во главе с президентом решает вопросы приема новых стран-участниц, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства в Банке и др. Раз в год Советы управляющих Банка и МВФ проводят совмест­ные заседания (“ежегодное совещание”).

Руководство повседневной деятельностью осуществляется Советом исполнительных директоров, председателем которого одновременно является Президент Банка. Совет постоянно функ­ционирует в штаб-квартире, где собирается на свои заседания, как правило, еженедельно.

В состав Совета исполнительных директоров входят 24 чело­века. Каждая страна из пяти крупнейших акционеров — США, Япония, Германия, Франция и Англия — имеет в нем, согласно уставу, по одному представителю. Другие страны разделены на 19 “избирательных округов”, каждый из которых представлен исполнительным директором, выбираемым от одной или не­скольких стран. Например, Российская Федерация, Китай, Сау­довская Аравия имеют каждая по одному представителю, а 24 франкоязычные страны Африки представлены одним исполни­тельным директором. Состав этих округов формируется в основ­ном по географическому признаку и регулируется решениями стран-участниц.

На своих регулярных заседаниях Совет исполнительных ди­ректоров рассматривает вопросы текущей деятельности Банка, а председатель Совета, он же президент, вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, а также вопросы политики Банка, его организационной структуры, назначения и увольнения сотрудников, численность которых превышает 7000 чел. Надзор за работой сотрудников по сферам их деятельности осуществляется тремя директорами- распорядителями.

Как выше сказано, МБРР в настоящее время имеет три крупных подразделения, или филиала.

МФК образована с целью прямого кредитования высокоэф­фективных проектов частных предприятий без получения прави­тельственных гарантий, а также для привлечения финансирования из других источников. Выпускаемые Корпорацией облигации имеют на международных рынках самый высокий рейтинг — ААА.

В отличие от Банка МФК может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым предоставляет кредиты. Она финансирует как создание новых, так и реконст­рукцию действующих предприятий различных сфер деятельно­сти — от заводов до банков. Помимо этого, Корпорация оказы­вает консультативные услуги и техническую помощь правитель­ствам и предприятиям по разным вопросам, в том числе вопро­сам инвестирования.

Корпорация финансирует не более 25% общей суммы расхо­дов по проекту и может приобретать до 35% акций предприятий, но, согласно уставу, не может стать владельцем крупнейших их пакетов и не участвует в управлении деятельностью предприятия.

Большое внимание МФК уделяет вопросам развития малого бизнеса, а также охране окружающей среды. Ее членами в на­стоящее время являются более 150 стран.

МАР образована с целью предоставления беднейшим из раз­вивающихся стран-участниц кредитов и займов на льготных (до 40 лет, под 0,75% годовых, а иногда на беспроцентной основе) условиях. К числу беднейших относятся страны с годовым дохо­дом на душу населения менее 1300 долл. США, однако в боль­шинстве стран, которым Ассоциация оказывает сейчас помощь, этот доход не превышает 800 долл. США. Займы, предоставляе­мые МАР, имеют десятилетний льготный период и погашаются в пределах 35—40 лет в зависимости от кредитоспособности стра­ны-заемщика.

Средства Ассоциации складываются из взносов более богатых стран как по подписке, так и добровольных, а также из отчисле­ний от прибыли и платежей по предоставленным кредитам.

Имея свой устав, МАР управляется МБРР и часто осуществ­ляет совместную с ним деятельность. Участниками Ассоциации в настоящее время являются более 150 стран.

МАГИ образовано с целью стимулирования активности пря­мых иностранных частных инвестиций в развивающиеся страны. Агентство гарантирует инвесторам защиту от некоммерческих (политических) рисков, т.е. войн, национализаций и др. Оно оказывает также консультативные услуги правительствам по привлечению частных инвестиций.

МАГИ дополняет деятельность страховых компаний, предос­тавляя услуги страхования и перестрахования, а именно: страхо­вание от неконвертируемости валюты; от войн и беспорядков; от нарушений инвестиционного договора.

Рассматривая заявки о страховании инвестиций, оно отдает предпочтение проектам, обоснованным с финансовой, экономи­ческой и экологической точек зрения, а также способным содей­ствовать развитию страны. Максимальный размер страхового покрытия составляет 50 млн. долл. США на один проект.

Спрос на услуги Агентства в настоящее время весьма велик. Число заявок на страхование инвестиций пополняется в среднем на 30 ежемесячно, поэтому МАГИ систематически расширяет свою деятельность. Его участниками являются более 110 стран.

Деятельность в России. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции ООН1944 г. и подписав доку­мент об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал его и не внес установленную часть капитала. В1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в члены Банка и трех его филиалов. Однако лишь к середине1993 г. все респуб­лики бывшего Советского Союза, уже как суверенные государст­ва, стали его членами и Банк приступил к их кредитованию. Крупнейшим заемщиком среди них стала Российская Федера­ция, получившая на первом этапе сотрудничества четыре займа на сумму 1,4 млрд.долл. США, в том числе на осуществление самого крупного проекта за всю историю Банка — реабилитацию нефтяной промышленности.

В последующем была достигнута договоренность о софинан- сировании еще более мощной Специальной программы привати­зации и перестройки экономики. Она предусматривает оказание содействия в преобразовании предприятий, техническую помощь на уровне отдельных регионов страны.

Ведущую роль в этой программе играет МФК, специалисты которой разработали и реализовали ряд экспериментальных ре­гиональных программ. Первой из них стала Программа малой приватизации в Нижнем Новгороде, разработанная с учетом рос-, сийского законодательства о приватизации и других законов/ конкретных нужд города, а также опыта работы Корпорации ^ других организаций в Польше и Чехословакии. Особое внима­ние уделялось темпам, эффективности и открытости этого про­цесса.

Опыт нижегородской приватизации использован другими го­родами (Волгоград, Томск и т.д.), а также лег в основу Руково­дства по приватизации малых городских предприятий, разрабо­танного МФК для Госкомимущества РФ.

Корпорация участвовала также в организации ваучерных аук­ционов средних и крупных предприятий в ряде регионов страны.

В1995 г. Минфином РФ подписано соглашение о предостав­лении МБРР и ЕБРР совместного займа для реализации Проекта развития финансовых институтов. Проект предусматривает по­вышение эффективности деятельности российского банковского сектора до уровня международных стандартов. Аккредитованные в рамках Проекта российские банки получают на льготных усло­виях доступ к кредитным ресурсам для использования их на со­вершенствование предоставляемых ими услуг, развитие автома­тизации, а также финансирование инвестиционных проектов.

Сотрудничество Российской Федерации с группой Всемир­ного Банка продолжается и расширяется в настоящее время.

Региональные банки развития

Основаны в 60-е годы в связи с распадом колониальной сис­темы, развитием регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. К их числу относятся: Меж­американский банк развития (МаБР — образован в1959 г.), Аф­риканский банк развития (АфБР —1964 г.), Азиатский банк раз­вития (АзБР —1966 г.). В связи с ограниченностью ресурсов в число учредителей, помимо развивающихся стран, вошли также высокоразвитые страны — США, Япония, ряд стран Европы.

Банки имеют родственные связи, однотипные функции и операции. Объектом их финансирования являются преимущест­венно инфраструктурные проекты, а также объекты добывающей и обрабатывающей промышленности развивающихся стран- участниц.