Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Новые явления в концентрации и централизации банков

Рубрика: Определение и понятие банка и банковской системы

В результате процесса концентрации и централизации капи­тала в большинстве западных стран с рыночной экономикой вы­делилось несколько крупнейших банковских монополий.

Концентрация и централизация капитала — процесс посто­янный, но весьма неравномерный. Наиболее четко вырисовыва­ются три волны концентрации капитала в банковской сфере: ко­нец XIX в., 20-е годы — начало 30-х годов, период с середины 50-х годов XX в.

Первая волна концентрации и централизации капитала про­исходила в период перерастания домонополистического капита­лизма в монополистический и была связана с грюндерством, созданием акционерных обществ, выделением крупных монопо­лий. Резко возрастали как абсолютные размеры монополий, так и их удельный вес в соответствующих отраслях. Именно в конце XIX в. возникли крупные банковские монополии, которые со­хранили свои позиции и до настоящего времени.

Вторая крупная волна концентрации и централизации капи­тала приходится на 20-е годы и начало 30-х годов XX в. Она протекала в период перерастания монополистического капита­лизма в государственно-монополистический. Этот процесс был в значительной мере ускорен Первой мировой войной, а также мировым экономическим кризисом 1929—1933 гг. Именно к концу мирового экономического кризиса в большинстве капита­листических стран удельный вес банковских монополий в капи­тале кредитных учреждений достигает наибольшей величины. Для второй волны концентрации и централизации банковского капитала наиболее характерными были процессы, протекавшие в форме поглощений и расширения системы участий. Так, напри­мер, в США только за время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. разорилось и было поглощено более 10 тыс. бан­ков.

Третья волна концентрации и централизации банковского капитала, как и промышленного, началась в условиях обостре­ния внутренней и внешней конкурентной борьбы под влиянием научно-технической революции примерно с середины 50-х годов вначале в США, а затем постепенно захватывает другие про­мышленно развитые страны. Наиболее характерным для банков­ской сферы стало слияние крупнейших банковских гигантов. В США в1955 г. в результате такого слияния возник банковский гигант в финансовой группе Рокфеллеров — Чейз Манхэттен бэнк. Одновременно был создан Ферст нэшнл сити бэнк, возгла­вивший другую крупную финансовую группу США. Через четы­ре года финансовая группа Морганов образовала путем слияния Морган гаранта траст компани, а в1961 г. аналогичным образом появился Мэнюфекчурерз Ганновер траст компани. После этой серии слияний рост абсолютной концентрации банковского ка­питала в США шел медленнее, чем в Западной Европе и Япо­нии. Доля американских банков в активах 50 крупнейших бан­ков мира несколько упала за это время.

В Англии уже в конце XIX в. утвердилось господство в кре­дитной сфере “большой пятерки”: Барклайз бэнк, Мидленд бэнк, Ллойдс бэнк, Вестминстер бэнк и Нэшнл провиншл бэнк. Две первые волны концентрации и централизации банковского капитала привели к тому, что к середине 50-х годов XX в. коли­чество всех акционерных коммерческих банков в Англии сокра­тилось до 13, тогда как в1890 г. их было 101. Доля “большой пятерки” поднялась в общей сумме активов всех коммерческих банков до 79%.

Однако третья волна концентрации и централизации в 50-е годы XX в., связанная с научно-технической революцией и обострением международной конкуренции, привела к тому, что на­чался процесс слияний этих, казалось, уже незыблемых в кон­сервативной Англии банковских монополий. Несмотря на неук­лонный рост абсолютной концентрации капитала, относительная доля английских банковских монополий в мировом масштабе сокращалась. Так, с 1961 по1967 г. Вестминстер бэнк перемес­тился с 17-го на 36-е место в мире, Нэшнл провиншл бэнк — с 21-го на 42-е место. Одновременно в “семьях” промышленных и торговых монополий происходит большое число “брачных кон­трактов”. Этот процесс охватил ведущие отрасли промышленно­сти, что повлекло за собой волну централизации среди банков­ских монополий. В начале1968 г. слились Вестминстер бэнк и Нэшнл провиншл бэнк в новый банк — Нэшнл Вестминстер бэнк. В конце1968 г. их примеру последовали Барклайз бэнк и Мартинс бэнк. Созданный таким путем новый банк Барклайз Мартинс бэнк возглавил “большую четверку” в Англии и полу­чил реальную возможность бороться за участие в “большой чет­верке” на мировой капиталистической арене. На долю нынеш­ней “большой четверки” приходится около 90% всех банковских вкладов в стране.

Еще более наглядно протекал процесс концентрации и цен­трализации банковского капитала в ФРГ, где после Второй ми­ровой войны “большая тройка” была раздроблена (как и ряд промышленных концернов) на 30 самостоятельных банков. В ходе слияний в1952 г. их стало девять, а в 1957—1958 гг. процесс слияния “преемников” гроссбанков завершился восстановлением прежних трех банковских монополий: Дойче банк, Дрезднер банк и Коммерцбанк. Каждый из этих банков цементирует фи­нансовую группу.

Отличен процесс концентрации и централизации банков­ского капитала во Франции и Италии. Здесь отмечается прежде всего большое влияние и непосредственное участие государства. В немалой степени отразились на этих процессах международная конкуренция, интеграционные моменты.

Во Франции концентрация и централизация банковского ка­питала несколько опережала аналогичные процессы в промыш­ленности. С 1945 по1965 г. количество банков в стране сократи­лось с 385 до 266. Форсирование процесса концентрации и цен­трализации стало одной из главнейших задач французского пра­вительства во всех сферах экономики, в том числе и банковской. Зачастую этот процесс носил принудительный характер. Вскоре после Второй мировой войны во Франции были национализиро­ваны четыре крупнейших коммерческих банка. Летом1966 г. слились два из них, замыкавших “большую четверку”. Создан­ный в результате этого слияния новый банк — Банк насьональ де Пари — возглавил теперь уже “большую тройку” государст­венных банков. Фактически же господство в кредитной сфере Франции осуществляют по-прежнему финансовые группы, сце­ментированные частными банками: Банк де Пари э де Пэи-Ба, Банк де л’Эндошин, Креди эндюстриель э коммерсиаль.

В Италии роль государства в форсировании концентрации и централизации капитала еще больше, чем во Франции. На госу­дарственные банки Италии приходится 2/3 активов всей кредит­ной системы страны. В самом конце1967 г. монополистический капитал создал путем слияния восьми частных банков первый крупный частный банк с капиталом в 10 млрд. лир. Создание этого банка было не только отражением третьей волны концен­трации и централизации капитала, но и актом политики круп­ного капитала, направленной на ограничение государственного влияния в кредитной сфере.

Особенностью концентрации и централизации банковского капитала является наличие наряду с открытыми и так называе­мых скрытых форм.

Наиболее типичные скрытые формы концентрации и центра­лизации имеет кредитная система США. Здесь крупные банки имеют относительно небольшую сеть филиалов (в сравнении, например, с Англией и ФРГ) и одновременно существует боль­шое количество внешне самостоятельных банков. В конце 60-х гг. в США насчитывалось около 14 тыс. коммерческих банков, тогда как в ФРГ — 329, а в Англии — 14 коммерческих банков. Вместе с тем в США у такого большого числа банков всего 17 тыс. филиалов, тогда как в Англии только “большая четверка” располагала 13 тыс., а в ФРГ “большая тройка” имела около 2 тыс. филиалов.

Наличие большого количества внешне самостоятельных мел­ких банков США не означало, что банковские монополии лише­ны возможности господства во всей кредитной системе подобно многофилиальным банкам Западной Европы. Фактическое под­чинение внешне самостоятельных банков банковским монопо­лиям достигалось через систему участий и систему корреспон- дентных связей. Так, Чейз Манхэттен бэнк, имея всего 140 отде­лений, располагал в1966 г. сетью банков-корреспондентов, пре­вышающей 4 тыс. Таким образом, система участий и корреспон- дентных связей представляла собой скрытые формы концентра­ции и централизации банковского капитала.

Процессы концентрации и централизации банковского капи­тала в западных странах продолжались и в последующие годы, в 70—90-х гг. Главная причина дальнейшего слияния банков кро­ется в основном в резком обострении конкуренции как на на­циональных, так и на мировом рынке ссудных капиталов. Так, в США в 1988 г. Бэнк оф Нью-Йорк поглотил другой коммерче­ский банк Ирвинг траст. В 1995 г. крупный коммерческий банк Уэллс Фарго приобрел своего конкурента — другой коммерче­ский банк Ферст интерстейт за сумму свыше 10,3 млрд. долл. В результате слияний Уэллс Фарго увеличил свои активы до 107 млрд. долл. и теперь способен конкурировать с Бэнк оф Амери­ка, который является крупнейшим коммерческим банком запад­ного побережья США. Ещё раньше произошло объединение крупнейших коммерческих банков Чейз Манхэттен и Кэмикл бэнкинг1.

В конце1995 г. в Японии было официально объявлено о слиянии двух крупнейших коммерческих банков — Мицубиси и Бэнк оф Токио. В результате этого образуется самый крупный коммерческий банк в мире с активами в 814 млрд. долл. и депо­зитами в 589 млрд. долл. Образование этого банка создает силь­ную конкуренцию не только для таких крупнейших коммерче­ских банков Японии, как Фудзи бэнк, Сумитомо бэнк, но и крупных банков США и Западной Европы.

Однако слияния и поглощения банков происходит не только в рамках национальных рынков ссудных капиталов, а также по­средством международных приобретений. В конце1995 г. круп­нейший немецкий коммерческий банк Дрезднер банк приобрел старейший и престижный английский банк Кляйнуорт Бенсон за сумму 2,2 млрд. марок. Еще раньше, в1990 г., другой немецкий коммерческий банк приобрел в Англии инвестиционный банк Морган Гренфел. В1995 г. английский коммерческий банк Бэ- ринге, потерпевший банкротство в результате провала спекуля­тивных сделок с ценными бумагами, был приобретен группой голландских коммерческих банков, другой английский банк — С.Г. Варбург оказался добычей группы швейцарских банков. При этом поглощенные английские банки перешли в собственность иностранных банков со своей материальной банковской инфра­структурой: недвижимостью, компьютерными сетями, персона­лом, финансовыми активами.