Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Эволюция операционной деятельности ТНБ

Рубрика: Определение и понятие банка и банковской системы

Под воздействием НТР значительно изменилась и операци­онная деятельность ТНБ — усилилась компьютеризация банков­ских операций как средство максимизации прибылей и расши­рения сфер влияния. Широкое внедрение ЭВМ в банковское дело существенно снижает затраты живого труда вследствие рос­та производительности труда и уменьшения банковских издер­жек. В результате, например, использование техники в перевод­ных операциях почти вдвое удешевляет обработку чеков в Вели­кобритании и втрое — во Франции.

На базе развития ЭВМ ТНБ концентрируют у себя и эмис­сию кредитных карточек — платежных документов, обслужи­вающих розничный товарооборот путем применения ЭВМ. Сле­довательно, ТНБ путем коммерческого использования компью­теров в банковском деле стремятся расширить овладение рынком товаров и услуг.

Кроме того, ТНБ по существу монополизировали националь­ные рынки ссудных капиталов, скупая контрольные пакеты ак­ций специальных кредитных институтов (ипотечных банков, ин­вестиционных компаний, сберегательных касс и др.), а также путем внедрения их в область долгосрочного кредитования. Так, например, транснациональные банки США, которым как ком­мерческим банкам запрещено заниматься инвестиционным биз­несом, в 60-е гг. стали преобразовываться в корпорации с неог­раниченными функциями. В результате этого за период с 1970 по 1984 гг. число таких корпораций возросло с 121 до 6068, а их доля в совокупных активах всех коммерческих банков — с 16,1 до 88,1%.

В условиях, когда главными субъектами хозяйствования ста­ли ТНК, существенно модифицированы и расчетные операции ТНБ. Если раньше расчетные операции по поручению клиентов производились главным образом по обслуживанию внешней торговли путем купли-продажи иностранной валюты, то теперь ТНБ управляют не только внутренними финансовыми расчетами ТНК, но и межстрановыми расчетами, т. е. всеми их финансо­выми отношениями с внешним миром.

На базе интегрированных компьютерных центров ТНБ соз­дали целые системы управления наличными средствами ТНК, дающие им возможность собирать, обобщать и предоставлять в их распоряжение детальную информацию о состоянии банков­ских счетов всех производственных подразделений. В результате этого значительно сокращается разрыв во времени между факти­ческим движением денежных средств по банковским счетам и в бухгалтерских книгах ТНК.

Такие системы впервые появились в 80-е гг. в американских ТНБ, причем создавались они как собственные, закрытые для конкурентов системы. Например, Бэнкамерика корпорейшн имеет систему Бамтрак, Чейз Манхэттен корпорейшн — Бам- трак, Морган гэрэнти траст — Марс и др.

Необходимо подчеркнуть и международный характер расчет­ного обслуживания ТНБ, который особенно проявляется в их валютных операциях. По некоторым оценкам, на валютных рынках Запада ежедневно совершается таких операций на сумму в 150 млрд. долл. Причем изменилось и функциональное значе­ние валютных операций — они ориентированы в основном на обслуживание движения капиталов (90% всех операций).

В то же время некоторые ТНБ являлись каналом для отмы­вания “грязных” денег, связанных с торговлей наркотиками, оружием и другими финансовыми махинациями. В1991 г. разра­зился скандал вокруг Международного кредитно-коммерческого банка с капиталом 22 млрд. долл. и филиалами в 62 странах ми­ра, который неожиданно обанкротился.

Основной клиентурой ТНБ на международном рынке ссуд­ных капиталов являются ТНК, иностранные правительства и международные организации. Так, в 80 — начале 90-х гг. основ­ная доля банковских займов приходилась на заемщиков из стран ОЭСР. Крупнейшие из них — корпорации США и Великобри­тании, что определило валютную структуру займов: 76% их объ­ема были в долларах США, 9% — в английских фунтах стер­лингов, 6% — в японской иене.

Таким образом, ТНБ играли и продолжают играть господ­ствующую роль не только на национальных, но и на мировом рынке ссудных капиталов.

Одной из отличительных черт современного этапа развития ТНБ является создание новых центров еврорынка, так называе­мых рынков «офф-шор», т. е. заграничных по отношению к тради­ционным европейским центрам. Если первоначально еврорынок возник в Европе, которая после войны нуждалась в долларах, то в 70-е гг. такая потребность в основной валюте расчетов вследст­вие расширения внешних связей мира появилась и в других частях света. Там начали формироваться новые рынки капита­ла, операции которых в сущности не отличались от операций на традиционных рынках, т. е. проводились они в льготном по сравнению с национальным рынком режиме в валюте, не яв­ляющейся национальной для страны проведения сделки. При­чем для появления такого центра наличие развитой банковской системы, крупной фондовой биржи и устойчивой валюты было не обязательно. Международных дилеров привлекал в рынок «офф-шор» льготный режим регулирования евроопераций и прежде всего налоговый режим. Как правило, налог в центрах «офф-шор» на прибыль с банковских операций очень низок по сравнению с традиционными центрами либо вообще отсутству­ет. Поэтому наряду с такими традиционными международными финансовыми центрами, как Лондон, Париж, Люксембург, Цю­рих, важную роль стали играть новые центры, созданные на Багамских островах, в Нидерландских Антилах, Сингапуре и т.д. Рынок нефтедолларов ряда финансовых центров Арабского Вос­тока (Кувейт, Бахрейн и т. д.) также не является самостоятель­ным и представляет собой часть еврорынка, который в настоя­щее время развивается по пути создания широкого единого меж­дународного рынка ссудных капиталов, привлекающего капита­лы как развитых, так и развивающихся стран.

В 80-е гг. этот процесс привел к созданию так называемых «зон свободной банковской деятельности» (ЗСБД) в США, а за­тем в Японии, которые по сути своей представляют собой цен­тры «офф-шор» по отношению к европейским рынкам еврова­лют, однако имеют ряд особенностей: во-первых, более жесткий режим регулирования, во-вторых, в этих зонах операции прово­дятся в валюте страны-эмитента, что в определенной степени противоречит принятому определению понятия «еврорынок». Однако это противоречие свидетельствует не об обособленности

ЗСБД от еврорынка, а о процессе развития самого еврорынка, который достиг такой степени, что позволяет искать новые кри­терии понятия «еврорынок». Скорее всего общепринятый крите­рий оценки сущности евроопераций — по национальной принад­лежности валюты операции к участникам и территории ее совер­шения — с открытием ЗСБД становится менее четким. По су­ществу единственной обобщающей характеристикой евроопе­раций, отражающей их экономическую сущность, служит ре­жим их регулирования, отличающийся от режима регулирова­ния операций на национальном рынке прежде всего более льготным характером налогов и отсутствием обязательных ре­зервных отчислений.

Впервые подобная зона была создана в Нью-Йорке в1981 г., затем в некоторых других штатах США (Калифорнии, Флориде, Иллинойсе, Техасе и округе Колумбия), а в1986 г. — в Японии. Однако Токийская зона создавалась по типу Нью-Йоркской, по­этому механизм ЗСБД рассмотрим на примере Нью-Йоркской.

Создание ЗСБД в США явилось очередным шагом в даль­нейшем развитии кредитно-финансовой системы страны и уси­лении позиций Нью-Йорка как международного финансового центра. Инициатива создания зон исходила от крупнейших ком­мерческих американских банков, так как их появление отвечало прежде всего интересам банковской системы США.

Основной причиной стремления американских банков к от­крытию ЗСБД была потребность в повышении их конкурентоспо­собности на мировом рынке ссудных капиталов. Еще в 70-е гг. западноевропейские и японские коммерческие банки создали сильную конкуренцию для американских банков. Поэтому осу­ществление евроопераций на собственной территории дало бан­кам США ряд преимуществ, повысило их конкурентоспособ­ность. Эти преимущества заключались прежде всего в возможно­сти уменьшить административные издержки, а также избежать покрытия дополнительных страховых рисков и рисков неплате­жей, связанных с совершением евроопераций через заграничные филиалы в центрах «офф-шор».

Предлагая открыть ЗСБД, крупнейшие банки США рассчи­тывали на взаимную заинтересованность в этом и иностранных банков: во-первых, совместить доступ к развитому внутреннему рынку США с льготным режимом проведения евроопераций, во- вторых, повысить рентабельность проводимых ими операций на рынке США благодаря устранению промежуточных звеньев в процессе рециклирования евродолларов.

Американская администрация была вынуждена уступить требованию своих банковских кругов в связи с возросшей ро­лью кредитной системы США, в частности, банков в экономи­ке страны. Доказательством этого служит рост отношения бан­ковских активов к валовому национальному продукту США. В1960 г. этот показатель составил 38%, в1970 г. — 45, в1980 г. — 54, а в 90-е гг. — 60%. Для правительства США особо важна роль банков в обслуживании государственного долга, который за минувшее десятилетие увеличился более чем в три раза.

Администрация США имела собственную заинтересован­ность в открытии ЗСБД. Концентрация международной деятель­ности американских банков на территории США, а также рас­ширение сети иностранных банков в стране позволяли увеличить налоговые поступления в федеральный и местный бюджеты. В соответствии с международной практикой налог на прибыль банков взимается по законам и в пользу той страны, на террито­рии которой осуществляется еврооперация. Основной причиной, заставившей долгое время сомневаться в целесообразности от­крытия зоны, были опасения негативного воздействия евроопе­раций на внутреннее денежное обращение США, так как доллар, на долю которого приходится около 65% мирового рынка ссуд­ных капиталов, является также национальной денежной едини­цей США.

Акт о создании первой зоны свободной банковской деятель­ности был опубликован Ассоциацией Нью-Йоркских клиринго­вых домов, подписан ФРС в1980 г. и вступил в силу с 1 декабря1981 г. В нем определен круг участников зоны, основные виды операций которые могут быть ими совершены, а также различ­ные ограничения деятельности в рамках зоны с целью предот­вращения и отрицательного воздействия на денежно-кредитную систему США.

Совершать операции в зоне могут лишь ее участники. Пра­во на членство имеют: банковские учреждения США, любое отделение или агентство иностранных банков в США. Участ­ники должны быть зарегистрированы в Центральном банке. В рамках зоны могут осуществляться депозитные и кредитные операции, которые подобно операциям в других финансовых центрах еврорынка освобождены от некоторых важных мер регулирования, в частности, от обязательных резервных требо­ваний, лимитирования доходов по депозитам. Кроме того, на них распространяется льготный налоговый режим, в результате чего налог, взимаемый с прибыли, приносимой еврооперация­ми, стал примерно таким же, как и в других центрах еврорын­ка: до1986 г. — 46%, а затем в результате налоговой реформы снижен до 34 %.

Однако режим регулирования евроопераций в Нью-Йорке более строгий, чем во многих других странах, что, в частности, выражается в наличии различных ограничений евроопераций, направленных на предотвращение оттока депозитов с внутрен­него рынка. Так, участникам зоны не разрешается принимать депозиты или предоставлять кредиты резидентам США. Средст­ва, полученные материнскими компаниями в зоне от своих отде­лений, не освобождаются от резервных требований. Механизм ЗСБД построен с намерением создать для зоны режим экстерри­ториальности, режим еврорынка. Льготный кредитный режим распространяется лишь на международные кредитные операции участников зоны. Любая операция, ведущая к переливу средств между ЗСБД и внутренним денежным рынком США, автомати­чески подпадает под нормы внутреннего денежного регулирова­ния. Именно эти особенности механизма ЗСБД позволяют на­звать ее видоизмененной формой еврорынка.

Жесткий режим регулирования, отличающий ЗСБД от других финансовых центров, выражается в ограничении состава участ­ников зоны, видов и сроков операций. Зона закрыта для таких важных видов банковских услуг, как расчетные операции с кли­ентурой по обслуживанию внешней торговли, а также операций с образующимися кредитными инструментами (депозитными сертификатами) и ценными бумагами (облигациями, различны­ми гибридными инструментами). Существует также лимитирова­ние кредитования. Например, сумма кредита, предоставляемого одному заемщику, не должна превышать 10% его капитала. Уча­стники зоны имеют право предлагать лишь срочные депозиты, причем срочные депозиты иностранным небанковским резиден­там ограничиваются минимальным двухнедельным сроком, либо действует условие об обязательном предварительном уведомле­нии о закрытии счета за два рабочих дня. Минимальный размер депозитной сделки с небанковской клиентурой ограничен сум­мой 100 ООО долл., чтобы обеспечить оптовый характер операций в рамках зоны.

Особенность регулирования ЗСБД заключатся в том, что операции в ней совершаются в валюте страны размещения зоны. Это свидетельствует о видоизмененности евроопераций, осуще­ствляемых в ней. Однако сущность операций и природа государ­ственного регулирования те же, что и в других центрах еврорын­ка. Активные операции ТНБ в ЗСБД сводились в основном к межбанковским кредитам, кредитам ТНК, правительствам и другим зонам, что подтверждает и табл. 1.4.

Таблица 1.4. Структура активов ЗСБД (млрд. долл.)1

 

1981

1982

1983

Межбанковские кредиты Кредиты торгово-промышленным

49,8

60,7

63,0

предприятиям

Кредиты иностранным правительствам

32,8

36,5

37,8

и учреждениям

15,5

19,1

21,3

Кредиты ЗСБД другим зонам

11,1

18,7

24,4

Прочие

8,1

9,7

9,3

Всего

117,3

144,7

155,8

1 США: политика и экономика. — 1985. — №8. — С. 84—88.

 

Интересной особенностью ЗСБД является ее налоговый ре­жим. Прибыль, полученная в результате осуществления опера­ций в зоне, облагается лишь частью налогов США — только фе­деральным налогом, от уплаты налогов штата и города она осво­бождена. Однако льготный налоговый режим распространяется не на всю сумму прибыли, а лишь на так называемую скоррек­тированную чистую прибыль, которая подсчитывается с учетом источника финансирования операций, цели ее использования, а также объемов и срока проведения операций банком в зоне. Наибольшие налоговые льготы получает тот банк, который дольше функционирует в зоне, объем его операций значителен, еврооперации финансируются средствами зоны и направлены на развитие международной деятельности банка. Поэтому налого­вый режим ЗСБД носит стимулирующий характер, способст­вующий увеличению объемов операций в зоне, что характерно для начального периода ее существования.

Масштабы развития зоны свободной банковской деятельно­сти для ТНК практически сложно оценить, так как не существу­ет систематической статистики ее операций. По различным оце­ночным данным, например в середине 80-х гг. в зонах США было открыто более 500 отделений банков, подавляющая часть ко­торых находилась в Нью-Йорке, что отражало его роль как глав­ного центра международной банковской деятельности США. Бо­лее половины (55%) всех отделений ЗСБД было открыто ино­странными банками, причем в Нью-Йорке на их долю приходи­лось 77%.

Интенсивное развитие операций в ЗСБД происходило на фо­не замедления банковской деятельности на мировом рынке ссудных капиталов. Так, рост совокупных международных бан­ковских активов в1982 г. составил только 6,8% по сравнению со среднегодовым уровнем 20% в 70-е гг. Рост активов в ЗСБД с 1981 по 1988 гг. составил около 380% (табл. 1.5). Однако в по­следующие годы эти темпы замедлились, что свидетельствует о завершении формирования капитала ЗСБД в рамках существую­щего режима регулирования этих зон.

Таблица 1.5. Внешние активы банков (млрд. долл. США)1

  Активы банков европейских стран

Активы банков США

Активы банков Японии

Активы банков основных центров “офф-шор’

Всего

Всего

Велико­

британия

Всего

ЗСБД

Всего

Зона

Токио

1977

466,3

92,6

91,1

689,8

1978

611,4

119,2

106,5

893,2

1979

776,0

136,4

127,6

1111,0

1980

903,0

176,8

141,0

1321,9

1981

998,2

256,6

63,4

172,0

1549,5

1982

1027,7

471,5

363,4

144,6

172,9

1693,7

1983

1047,4

499,4

396,6

172,4

     *

179,8

2093,7

1984

1061,1

522,8

409,6

188,6

512,6

2153,5

1985

1292,4

552,0

424,4

201,7

555,2

2512,7

1986

126,6

88,7

1988

2128,0

883,6

555,8

309,4

733,7

331,0

1019,7

4485,3

1 BIS. Annual report. — № 49, 54, 59.

До декабря1983 г. учитывались только активы американских банков на Багамах, Каймановых островах, в Гонконге и Сингапуре. С декабря1983 г. кроме выше­перечисленных стали учитываться активы неамериканских банков в тех же цен­трах, а также в Бахрейне, на Антильских островах.

В момент создания ЗСБД многие западные эксперты отмеча­ли, что ее появление может изменить всю географическую структуру еврорынка, и прежде всего зона, по их мнению, долж­на была поглотить лондонский рынок евродолларов и некоторые центры “офф-шор”. Однако эти прогнозы не учитывали особого режима регулирования ЗСБД. На начальном этапе развития зона действительно формировалась за счет перераспределения евро­пейских и “офф-шорных” капиталов. В начале 80-х гг. наблюда­лось резкое замедление роста активов банков в этих районах и уменьшение их доли в общем объеме международных банков­ских активов. Доля активов европейских банков в этот период уменьшилась с 68,3% в1980 г. до 60,7% в1982 г. и 50% в1983 г., а доля центров “офф-шор” — с 11,1% в1981 г. до 10,2% в1982 г. и 8,6% в1983 г. Однако с середины 80-х гг. эти темпы вновь воз­росли, поэтому дальнейший перелив евродолларов из Европы и центров “офф-шор” по существу уменьшился. При этом абсо­лютного сокращения банковских активов, например в Лондоне, несмотря на снижение его доли с 27,8% в1982 г. до 22% в1985 г., не происходило. Напротив, в эти годы наблюдался их мед­ленный рост с 471,5 до 552 млрд. долл.

Кроме того, иностранные банки представлены в Лондоне значительно шире, а уменьшение числа отделений иностранных банков в период существования ЗСБД не наблюдалось. Анало­гичная ситуация была и в основных центрах “офф-шор”. Хотя некоторые американские банки закрыли свои отделения, напри­мер, в Нассау (Багамские острова), этот процесс не носил массо­вого характера. Большинство американских банков проводили свои операции в Нью-Йорке наряду с деятельностью в центрах “офф-шор”.

Основной причиной относительно небольшой доли ЗСБД явилось жесткое регулирование банковской деятельности в ее рамках. В 80 — начале 90-х гг. зона не смогла составить значи­тельной конкуренции другим финансовым центрам еврорынка в силу строгих ограничений, существующих на ней. Прежде всего это относится к видам операций, разрешенных для про­ведения в зоне. Основную их часть составляют межбанковские депозитные операции, операции с обращающимися финансо­выми инструментами и ценными бумагами, в частности, обли­гациями, депозитными сертификатами. Различные забалансо­вые операции, на которые предъявляется основной спрос со стороны заемщиков, запрещены, что уменьшает привлекательность зон свободной банковской деятельности. Кроме того, действующий запрет на открытие текущих банковских счетов не позволяет банкам — участникам ЗСБД осуществлять расче­ты по внешней торговле. Ограничение сроков на депозитные операции вынуждало банки совершать срочные операции “овернайт” в основном в Нассау через свои заграничные от­деления. Лимитирование кредитования 10% капитала также является сдерживающим фактором развития зоны, так как кредиты, превышающие эту сумму, участники вынуждены осуществлять также через свои заграничные отделения в Лон­доне или Нассау.

Таким образом, как показала практика, осуществляемый ре­жим регулирования ЗСБД, цель которого — не допустить отри­цательного ее влияния на денежно-кредитную систему США, является в определенной степени тормозом развития зоны. Ос­лабление регулирования позволило бы резко изменить место зон свободной банковской деятельности на еврорынке, однако уси­лило бы ее дестабилизирующее влияние на экономику страны ее нахождения.