Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

СОВЕТСКИЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ 1961 г.

Рубрика: Деньги СССР с 1917 г.

После денежной реформы 1947 г. наметилась тенденция повышения покупательной способности рубля, что было вызвано успешным восстановлением и развитием народного хозяйства, укреплением финансового положения государства. До 1953 г. действовала схема, при которой рост денежной массы должны были соответствовать объему выпускаемой продукции. Инфляционные процессы, можно сказать, были недопустимы. В то же время проводилась политика размещения основных денежных средств в тяжелой промышленности, как и в 1930-е гг. В результате к середине 1950-х гг. обозначился недостаток товаров широкого потребления, что вызвало массовое недовольство населения.

С 1948 по 1954 гг. государство проводило политику снижения цен, что сопровождалось изъятием у населения значительных сумм в виде государственных займов, и ограничения роста заработной платы. С 1950 г. среднемесячная заработная плата составляла 64 рубля, поэтому деликатесные морепродукты лежали на прилавках магазинов, зато не хватало хлеба, сахара и других товаров.

Перед политическим руководством страны встала проблема трансформации экономического курса, ухода от сталинской модели экономического развития. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Г. М. Маленков сформулировал новый экономический курс, который, по существу, впервые в советской истории предусматривал приоритетное развитие легкой промышленности, производство товаров широкого потребления. Такая постановка вопроса была нетрадиционной для практики народного хозяйства страны. Разработку и проведение в жизнь этого курса поддержала часть руководящих работников и ученых.

Однако новый экономический курс встретил сильное противодействие со стороны секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Путь на преимущественное развитие производства предметов потребления был отвергнут. Стали подвергаться критики работы ученых-экономистов, которые по-новому рассматривали вопросы о показателях развития народного хозяйства Советского Союза.

На январском (1955 г.) пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев подверг резкой критике тезис о том, что на определенном этапе легкая промышленность должна развиваться опережающими темпами по отношению к тяжелой индустрии. Хрущев назвал эти рассуждения глубоко ошибочными, отрыжками правого уклона, теми взглядами, которые проповедовали в свое время А. И. Рыков и Н. И. Бухарин. Выступление Маленкова в августе 1953 г. Хрущев охарактеризовал как дешевку, рассчитанную на снискание легкой популярности.

В феврале 1955 г. сессия Верховного Совета ССР высказалась за непоколебимость линии на преимущественное развитие тяжелой индустрии. Маленков попросил об отставке с поста Председателя Совета Министров. Разумеется, его просьба была удовлетворена.

Окончательную точку в вопросе о соответствии производства тяжелой продукции и легких товаров поставил XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). В отчетном докладе Хрущева съезду говорилось о сторонниках нового экономического курса как о прожекторах и фантазерах, оторвавшихся от реальной действительности и внесших вредную путаницу в вопросы развития социалистической экономики. Историк Ф. М. Бурлацкий как политический советник многих Генеральных секретарей был вынужден признать, что «экономическая политика оставалась одним из наиболее уязвимых мест в деятельности Хрущева. Он видел задачу в основном в изменении на аппаратном уровне — в Госплане, совнархозах, министерствах, но не понимал значения глубоких структурных реформ, которые меняют условия труда и жизни людей».

Высказывание Бурлацкого с полным основанием можно перенести и на область финансовой политики.

В годы хрущевской оттепели советские экономисты вынашивали идею проведения кардинальной реформы денежного обращения. В работах В. П. Дьяченко и Я. А. Кронрода говорилось об усилении функции денег, повышении роли товарного производства и соблюдении закона стоимости в условиях социализма. В 1957 г. Дьяченко предложил план изучения вопроса — «Закона стоимости и ценообразования в СССР». Предполагаемая реформа денежного обращения и ценообразования предусматривала при определении цен руководствоваться спросом и предложением, быстрым реагированием торговых организаций на их изменение и, наконец, приведением денежной массы в соответствие с товарной. В январе 1959 г. Президиум Академии наук СССР образовал комиссию по изучению вопроса стоимости в народном хозяйстве под руководством В. С. Немчинова. В марте комиссия должна была представить свои соображения на этот счет, но их так и не последовало.

В декабре 1956 г. ЦК КПСС согласился на проведение денежной реформы, но вплоть до начала 1960 гг. серьезных научных проработок по реформе так и не было сделано. Только в январе 1961 г. удалось подвести некоторые итоги, но они оказались неутешительными. Комиссии Академии наук СССР не удалось согласовать единую позицию и дать рекомендации для проведения реформы.

Тем временем из-за роста промышленного производства и постоянного увеличения объемов товарной продукции гигантски возросли объемы денежной массы в стране. Государству ничего не оставалось, как всеми мерами сдерживать инфляционные тенденции.

Для новых лидеров государства это было необходимо с точки зрения сохранения собственного авторитета в глазах народа. Стоимость товаров и услуг, как и размер заработка, были стабильными, а незначительное подорожание жизни компенсировалось увеличением заработной платы. Поэтому в целях облегчения планирования и расчетов в народном хозяйстве, а также сокращения издержек обращения власть решила двигаться уже изведанным путем. Этот путь вел к сокрытию инфляционных процессов за счет обмена денег. Значит, возникала необходимость в проведении денежной реформы, которая и будет проведена в 1961 г.

Необходимость проведения денежной реформы ставила перед властью проблему государственных займов. В сталинское время подписка на займы имела в основном принудительный характер. Поступления от займов включались в доходную часть бюджета наравне с налогами, и экономически они мало чем отличались от налогов. По займам следовала платить проценты, чего власть явно не желала. Слишком много было кредиторов государства!

Поскольку платежи по займам могли стать обременительными для государства, то была проведена уникальная «финансовая операция». Хрущев навязал народу «сделку», по условиям которой государство отказывалось от выпуска новых займов, а население соглашалось ждать погашения 20 лет и отказывалось от процентов по ним. Разумеется, никто не собирался спрашивать согласия народа на эту удивительную операцию. Государство отказывалось всего лишь от новых займов как от своего политического права распоряжаться частью доходов населения.

4 мая 1960 г. Совет Министров СССР издал постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». А 15 ноября 1960 г. Правительство приняло решение об укрупнении советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222168 г чистого золота до 0,987412 г чистого золота. Таким образом, изменение масштаба цен означало повышение золотого содержания рубля и его курса в отношении иностранных валют. Укрупнением денежной единицы предполагалось более рационально организовать процесс обращения и сократить работу по учету и обслуживанию денежного оборота. Под влиянием первой волны научно-технического прогресса происходило внедрение в финансовое обслуживание счетных машин, что отразилось на формате денежных знаков.

Предполагаемые меры должны были создать условия для контроля над денежной массой и привести к ограничению эмиссии. Однако, чтобы достичь этого, необходимо было изменить роль рубля в народном хозяйстве, чего при тотальном планировании сделать было просто невозможно. Поэтому денежная реформа свелась лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля.

1 января 1961 г. была проведена деноминация рубля, в денежное обращение вошли казначейские билеты СССР достоинством 1, 3 и 5 рублей и билеты Государственного банка СССР нарицательной стоимостью 10, 25, 50 и 100 рублей. Они обменивались на денежные знаки прежнего образца. Этот обмен производился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без ограничений. Денежные знаки старых образцов обменивались на новые знаки в соотношении 10 рублей старых на 1 рубль новых (10:1). Одновременно был произведен перерасчет вкладов, заработной платы, всех цен на товары и услуги в соответствии с новым масштабом цен (10:1). Устанавливался и новый курс рубля по отношению к иностранным валютам. В таблицах денежных курсов указывалось, в частности, соотношение доллара и рубля (1 доллар = 90 копейкам).

Однако денежная реформа не была поддержана изменениями в финансовой системе, порядке ценообразования и потому потерпела провал. Сразу же за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой.

Довольно трудное положение складывалось в сельском хозяйстве. Переданные сельскому хозяйству миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек.

Убыточными становились не только отдельные промышленные предприятия, но и целые отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности. В 1963 г. Правительство было вынуждено поднять цены на уголь на 37 — 38%, нефтепродукты — на 5%, пиломатериалы — на 13%. В 1964 г. пришлось пересматривать цены в легкой промышленности, чтобы преодолеть убыточность многих предприятий.

Что же представляли собой денежные знаки образца 1961 г.?

На лицевой стороне государственных казначейских билетов помещался герб СССР с пятнадцатью ветками ленты на колосьях (по количеству союзных республик), давались наименования и номинал, указывались год, серия и номер. Правда, следует внести одно уточнение: на пятирублевых купюрах серия и номер даны на оборотной стороне. На лицевой стороне казначейских билетов присутствует текст: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР». И обязательны к приему на всей территории СССР во все платежи для всех учреждений, предприятий и лиц по нарицательной стоимости. На лицевой стороне трехрублевого денежного знака воспроизведен вид на Московский Кремль со стороны реки, пятирублевой купюры — изображение Спасской башни Московского Кремля. В правой стороне казначейских билетов расположено вертикальное белое поле. Здесь на фоне небольшой розетки напечатана цифра номинала. Оборотная сторона казначейских билетов имеет цветное печатное изображение, включающее обозначение номинала на русском языке. Эта надпись повторена на четырнадцати языках других союзных республик. Здесь же приведен текст, а именно: «Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону». Денежные знаки содержат виньетки на цветном фоне и другие декоративные формы. В левой части расположено вертикальное белое поле, на котором напечатана цифра номинала.

В соответствии с денежной реформой в обращение были выпущены и билеты Госбанка СССР (10, 25, 50, 100 рублей). Лицевая сторона билетов Госбанка содержит рисунок герба СССР, барельеф с изображением В. И. Ленина в овальной рамке обозначение их достоинства и номинала и, конечно, наименование. На билетах имеется надпись: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка».

В правой части денежных знаков в виде вертикальной полосы находится чистое белое поле, на котором напечатан номинал и указан год «1961». На банковских билетах достоинством 50 и 100 рублей белое поле содержит водяной знак с изображением В. И. Ленина. На оборотной стороне билетов можно увидеть обозначения их достоинства цифрами, а также на пятнадцати языках союзных республик в составе страны, серию и номер. На пятидесятирублевом знаке содержится рисунок правительственного здания Московского Кремля, помещенный в овальную рамку, вверху которой указаны буквы «СССР», внизу — номинал знака. На билете в 100 рублей изображены Водовзводная башня и панорама Московского Кремля. В левой части знаков находится чистое белое поле.

По внешнему виду денежные знаки 1961 г. отличаются от купюр, выпущенных в обращение на основе денежной реформы 1947 г. Впервые размеры ряда купюр были унифицированы. Так, почти одинаковый формат имели казначейские билеты в 3 и 5 рублей, билеты Госбанка в 10 и 25 рублей, а также билеты в 50 и 100 рублей. Такое единообразие было установлено впервые в размерах денежных знаков. Предшествовавшие им купюры не имели двух знаков одинакового формата. Единообразие в размерах денежных знаков образца 1961 г. облегчило их пересчет с использованием счетных машин.

В то время модно было в руководстве страны, развенчивая культ личности Сталина, призывать к восстановлению норм ленинской жизни в партии и обществе. Но почему-то никто из руководителей не собирался возвращаться к ленинской экономической политике 1920-х гг., предпочитая сохранять основы экономической политики сталинского времени. Поэтому денежные знаки 1961 г. не явились следствием каких-либо кардинальных изменений в финансовой системе страны. Денежные знаки 1961 г. не несли в себе чего-то нового ни в экономическом, ни в политическом выражении. Они всего лишь заменили в обращении союзные рубли образца 1947 г. Они находились в обращении до распада СССР.

На протяжении 1960 — 1980-х гг. положение союзного рубля во многом зависело от экономического развития страны. Экономические затруднения начала 1960-х гг. способствовали падению курса рубля. В 1967 г. покупательская сила рубля составляла по сравнению с 1940 г. 65 копеек, а по сравнению с 1961 г. — 91 копейку.



Газоблоки волма купить в пскове stroybazapskov.ru.

Метка: