КЛУБНЫЕ СИНДИЦИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ
Рубрика: Синдицированный кредитВ результате ипотечного кризиса в США и посовавшего за ним финансового кризиса, который продолжается и сейчас, возможности желание банков выступать андеррайтерами о кредитам значительно сократились по ряду причин, основной из которых является влияние на балансы банков списаний активов: к настоящему моменту (сентябрь 2008 года) объем списаний по всему миру достиг $557 млрд. Существенная разница между объемом списаний и ростом капитала указывает на продолжающийся дефицит банковского капитала, вызванный кризисом.
Хотя спрос на синдицированные кредиты со стороны заемщиков не уменьшается, из-за кризиса банки больше не готовы выступать андеррайтерами крупных долей участия в кредите. Необходимость удовлетворить имеющийся спрос привела к появлению и доминированию на рынке клубных синдицированных кредитов, где риски и суммы андеррайтинга для банков значительно снижены. Характерной чертой клубных синдицированных кредитов является изначальное наличие большой группы андеррайтеров (например, 6-12 банков), а также то, что большая Доля необходимых средств собирается в ходе первичной, а не общей синдикации. В случае стандартного клубного синдицированного кредита объемом $1 млрд до 80% требуемой суммы будет предоставлено уполномоченными ведущими организаторами/букраннерами, и только 20% — привлечено в ходе общей синдикации. Налицо изменение пропорции между средствами, предоставляемыми букраннерами, и долей, приходящейся на участников общей синдикации. По временным затратам клубные синдицированные кредиты аналогичны синдицированным кредитам, несмотря на то что в ходе общей синдикации этом случае привлекается меньшая сумма, примеру, при привлечении кредита на $1.1 М;1РД, подписанного в марте 2008 года, РЖД пригласила семь уполномоченных ведущих организаторов/букраннеров, каждый из которых предоставил по $100 млн, что позволило собрать $700 млн до начала общей синдикации. Важно также отметить, что объем средств, привлекаемых в ходе общей синдикации, может быть предоставлен заемщику либо путем андеррайтинга, либо на основании принципа «максимальных усилий». Другим примером может быть подписанный в мае текущего года кредит для компании «ЛУКОЙЛ» в объеме $1 млрд на три-пять лет, также организованный семью банками. Одной из самых маленьких групп организаторов для сделок 2008 года являлась группа из пяти банков, предоставивших кредит на $1 млрд для «Газпром нефти» сроком на три-пять лет.
В связи с продолжающимся ухудшением ситуации на рынке российские заемщики все чаще прибегают к привлечению кредитов с участием «клуба» банков, чтобы обеспечить наличие необходимого минимального объема средств еще до начала синдикации. Заемщики отказываются от андеррайтинга, и сделка выходит на рынок, основываясь на принципе «максимальных усилий». Примерами таких сделок могут служить трехлетний кредит на $1.2 млрд для Сбербанка и недавно стартовавший трехлетний кредит на 600 млн евро для компании «Вымпелком».
Подобные тенденции отражают снижение интереса банков к тому, чтобы выступать андеррайтерами по кредитам и брать на себя риски. Однако это не единственное последствие финансового кризиса для рынка синдицированных кредитов. Все заемщики, и российские компании здесь не являются исключением, столкнулись со значительным увеличением стоимости кредитов, сокращением их сроков и ужесточением стандартов документации, включая введение более строгих ковенантов. Те заемщики, которые часто выходят на рынок синдицированных кредитов, первыми стали свидетелями серьезных изменений уровня цены, необходимой для успешного завершения сделки. В целом, маржа по кредитам сроком на три-пять лет выросла на 50-75 б.п., сопровождаемая аналогичным ростом комиссий за участие в кредите.
Наиболее важным изменением, особенно для российских компаний-заемщиков, стало требование банков-организаторов изменить валюту кредита и отдать предпочтение евро, а не доллару, поскольку банки-кредиторы заинтересованы в участии в сделках в валюте их базы фондирования.
В заключение нужно отметить, что пока рынки капитала не начнут снова эффективно функционировать, мы не ожидаем изменения текущей ситуации и полагаем, что практика привлечения клубных синдицированных кредитов будет иметь место по меньшей мере в течение какого-то времени. Более того, если ситуация на рынке не улучшится, клубные синдицированные кредиты будут все более походить на чистые клубные сделки. Для заемщиков это означает необходимость уделять большое внимание партнерским отношениям с банками и крупными банковскими группа-ми. В любом случае, до наступления значительных улучшений на рынках и в банковском секторе выйти на рынок синдицированных кредитов смогут только самые сильные заемщики, пользующиеся поддержкой банков-партнеров.