Кредитно-денежная политика государства
Рубрика: Деньги и денежное обращениеКонтроль за стабильностью кредитно-денежной сферы возложен на Центральный банк, юридически независимый орган, в обязанности которого входит поддержка стоимости денежной единицы и координация деятельности кредитной сферы. При этом Центральный банк руководствуется государственными интересами. Эмиссия банковских билетов является исключительной его прерогативой.
Действия государства, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, называются кредитно-денежной политикой. Она преследует основные цели государства — обеспечение роста национального дохода, полной занятости и стабильности цен. Ее воздействие на национальную экономику направлено не через рынок товаров и услуг, а с помощью денежного рынка. Банковская система регулирует денежную массу, используя инструменты кредитно- денежной политики (операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки процента). Изменения на денежном рынке влекут за собой перемены на рынке товаров и услуг. Увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит к возрастанию национального дохода. И наоборот, сокращение объема денежной массы способно предотвратить «перегрев» экономики и развитие инфляционных процессов.
В основе кейнсианской модели денежных рынков лежит изменение уровня процентной ставки, которая оказывает решающее воздействие на принятие бизнесом инвестиционных решений: низкий уровень процентной ставки стимулирует увеличение инвестиций, и наоборот. Изменение же объема инвестиций с помощью мультипликатора, вызывает соответствующие изменения в объеме национального дохода. Следовательно, используя инструменты кредитно-денежной политики (то есть воздействуя на предложение денег), можно менять уровень процентной ставки, что в конечном счете скажется на объеме производимого национального дохода и уровня занятости. Однако на денежном рынке государство может контролировать либо предложение денег, либо процентную ставку, так как одновременно регулировать оба этих параметра невозможно. В определенных ситуациях предпочтение отдается мероприятиям, направленным на стабилизацию процентных ставок (обычно в период повышения деловой активности). Но если раскручиваются инфляционные процессы, то внимание переключается на стабилизацию денежного предложения. В настоящее время Центральный банк проводит гибкую политику, которая сглаживает колебания национальною дохода и занятости. Возможности более активного воздействия государства на воспроизводственный процесс в целом связаны с фискальной экономической политикой, которая оказывает воздействие на экономику через рынок товаров и услуг. Политика манипулирования налогов и правительственных расходов тесно связана с кредитно-денежной и в совокупности представляет собой стабилизационную политику, направленную на регулирование экономики.
Через контроль за выпуском банкнот Центральные банки в экономике регулируют денежное обращение и поддерживают стабильность покупательной силы национальных валют. Ключевыми в этом механизме являются: 1) основная доля расчетов через банки осуществляется без привлечения наличных средств. Предприятиям и частным лицам постоянно требуется какое-то количество денег в форме банковских билетов Центрального банка. Частная банковская сфера выдает кредиты, значительная, часть которых поступает на банковские счета. Эти, средства при расчетах вообще не снимаются со счетов, а лишь переводятся со счета одного клиента на счет другого: 2) Важную роль в механизме контроля за предложением денежной массы играет система обязательных резервных депозитов. Согласно законодательству, частные коммерческие банки, выдавая кредит и принимая деньги на депозиты, обязаны определенный процент от этих средств отчислять в свой резервный фонд на депозит в Центральном банке. Эти средства там замораживаются и служат резервом на случай возникновения чрезвычайной потребности в наличных деньгах.
Банкноты Центрального банка («деньги высокой эффективности») являются для коммерческих банков заменителем золотых резервов прошлого. Определяя размер своей эмиссии, Центральный банк управляет кредитной экспансией, заставляя частный банковский сектор следовать и подчиняться темпу экономической ситуации. Эмиссия дополнительных банкнот Центрального банка расширяет базу для формирования денежной массы, их изъятие из сферы обращения сокращает эту базу.
Если денежная масса включает в себя все наличные деньги и банковские депозиты, то денежная база, являясь составной частью денежной массы, включает в себя банковские резервы (кассовая наличность и депозиты на счетах Центрального банка, депозиты правительства и коммерческих банков) и наличные деньги вне банков. Общий объем денежной массы, состоящей в основном из кредитных денег (банковских депозитов), постоянно находится в определенной пропорции к резервам. Каждому банкноту, выпущенному Центральным, банком (и представляющему собой его дебет — эта левая страница счета, куда вносятся все наличные поступления по данному счету, а также все числящиеся по этому счету долги и расходы), должна соответствовать позиция на стороне кредита (правая сторона счета» открываемого какому-либо предприятию или лицу, на которую заносятся причитающиеся ему к уплате суммы, а в банках — также суммы, поступившие на счет какого-либо юридического или физического лица) — будь то кредит правительству, частному банковскому сектору или заграничные активы.
В разных странах вес соответствующих кредитных позиций разный. Так, в США основная доля приходится на кредиты Центрального банка правительству на покупку облигаций государственных займов, в Японии большую роль играют кредиты Центрального банка частному банковскому сектору.
Центральный банк контролирует эмиссию банкнот. Суть этого контроля сводится к тем возможностям воздействия на рынок ссудных капиталов и ценных бумаг, которыми располагает Центральный банк и которые состоят из трех основных средств кредитно-денежной политики: изменение учетной ставки процента, операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов банков. Центральный банк оказывает влияние своими мерами на процентные ставки или на количество резервов для кредитной экспансии.
Важнейшим инструментом кредитно-денежной политики является купля-продажа государственных облигаций Центральным банком, которая на финансовом чзыке носит название «операции на открытом рынке». Центральный банк может покупать государственные облигации у коммерческих банков, предприятий, организации и населения или продавать их. Если Центральный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции резервы коммерческих банков увеличиваются. После того как банки используют эти резервы, предоставляя их в кредит своим клиентам, депозиты будут увеличены в соответствии с эффектом мультипликационного расширения. Следовательно, в результате покупки ценных бумаг Центральным банком возрастут и денежная база» и денежная масса. Прямо противоположного эффекта можно добиться путем продажи государственных облигаций.
Другим инструментом кредитно-денежной политики являются манипуляции с нормой обязательных резервов, осуществляемые Центральным банком. Изменение нормы обязательных резервов оказывает воздействие и на размер избыточных резервов, и на величину денежного мультипликатора. Если Центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение этой нормы при прочих равных обстоятельствах неизбежно переведет часть обязательных резервов в избыточные, а, следовательно, расширит возможности создания новых денег путем кредитования. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то Центральный банк добьется прямо противоположного эффекта: сокращения денежной массы. Коммерческие банки в этом случае потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности в части создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно и предложение денег.
Третьим традиционным инструментом кредитно-денежной политики является изменение учетной ставкй процента, то есть ставки, взимаемой Центральным банком по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. С позиции коммерческих банков сумма учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень процентной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на ссуды Центрального банка возрастает, их кредитные возможности увеличиваются, а следовательно, увеличится и денежная масса. Прямо противоположный результат будет получен в случае повышения процентной ставки.
Эффективность контроля за денежной массой зависит от пропорции, в которой под определенный размер резервов Центрального банка создается вся денежная масса. Эта пропорция называется банковским мультипликатором (множителем). Суть его заключается в том, что происходит, кумулятивное (взрывное) увеличение денежной, массы в силу того, что резервы (банкноты Центрального банка) движутся от одних экономических субъектов к другим (от банков к экономическим агентам в нефинансовом секторе и обратно). Величина мультипликатора неодинакова для разных стран. Она зависит от величины вполне определенных параметров, одним из которых является норма обязательных банковских резервов (высока или низка), поддается контролю со стороны Центрального банка.
Таким образом, предложение денежной массы формируется, создается и контролируется Центральным банком. Самостоятельно определяя размеры своей денежной эмиссии и зная величину банковского мультипликатора (а в случае необходимости и влияя на эту величину посредством нормы обязательных банковских резервов), Центральный банк задает каждый раз экономике определенный объем денежной массы.
Объем денежной массы влияет на процентные ставки и уровень деловой активности, и поэтому действия и решения Центрального банка не могут быть абсолютно произвольными. Контроль со стороны Центрального банка не носит абсолютного характера, но степень его вполне достаточна. Используя перечисленные выше инструменты кредитно-денежной политики, Центральный банк может регулировать величину денежной массы в национальной экономике и тем самым оказывать необходимое воздействие на циклические изменения в экономике.
Действия государства, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, принято называть кредитно-денежной политикой государства. Иногда ее называют монетарной или денежной политикой правительства. Кредитно-денежная политика, в сущности, преследует те же самые цели, что и фискальная (налоговая) политика (совокупность осуществляемых государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов) — обеспечение роста национального дохода, полной занятости и стабильности цен. Однако в отличие от фискальной политики кредитно-денежная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через реальный рынок — рынок товаров и услуг, а с помощью рынка денег.
Изменения на денежном рынке влекут за собой изменения на рынке товаров и услуг. В условиях низкой экономической конъюнктуры увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит, как правило, к возрастанию национального дохода. С другой стороны наоборот, ограничение объема денежной массы способно предотвратить «перегрев» экономики и развитие инфляции.
В основе кейнсианского подхода к проведению кредитно- денежной политики лежит представление о том, что ситуация на денежном рынке определяется уровнем процентной ставки. Сложившийся уровень процентной ставки, в свою очередь, имеет решающее значение для принятия бизнесом инвестиционных решений: низкий уровень процентной ставки стимулирует увеличение инвестиций, высокий — затухание инвестиционной деятельности. Изменение же объема инвестиций с помощью мультипликатора вызывает соответствующие изменения в объеме национального дохода. Следовательно, манипулируя инструментами кредитно-денежной политики, то есть воздействуя на предложение денег, можно менять уровень процентной ставки, что в конечном итоге скажется на объеме производимого обществом национального дохода и уровне занятости населения. Наряду с кейнсианским подходом к проведению кредитно-денежной политики существует и альтернативный подход, котороа придерживаются представители монетаристской школы. Кейнсианцы рекомендуют осуществлять и сударственный контроль за эффективным спросом, в то время как монетаристы видят в государственном регулировании силу, разрушающую способность хозяйственной системы к саморегулированию.