Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Кредитно-денежная политика государства

Рубрика: Деньги и денежное обращение

Контроль за стабильностью кредитно-денежной сферы возложен на Центральный банк, юридически независимый орган, в обязанности которого входит под­держка стоимости денежной единицы и координация деятельности кре­дитной сферы. При этом Центральный банк руководствуется государст­венными интересами. Эмиссия банковских билетов является исключи­тельной его прерогативой.

Действия государства, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, называются кредитно-денежной поли­тикой. Она преследует основные цели государства — обеспечение рос­та национального дохода, полной занятости и стабильности цен. Ее воздействие на национальную экономику направлено не через рынок товаров и услуг, а с помощью денежного рынка. Банковская система регулирует денежную массу, используя инструменты кредитно- денежной политики (операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки процента). Изменения на де­нежном рынке влекут за собой перемены на рынке товаров и услуг. Увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит к возраста­нию национального дохода. И наоборот, сокращение объема денежной массы способно предотвратить «перегрев» экономики и развитие ин­фляционных процессов.

В основе кейнсианской модели денежных рынков лежит изме­нение уровня процентной ставки, которая оказывает решающее воздей­ствие на принятие бизнесом инвестиционных решений: низкий уровень процентной ставки стимулирует увеличение инвестиций, и наоборот. Изменение же объема инвестиций с помощью мультипликатора, вызы­вает соответствующие изменения в объеме национального дохода. Сле­довательно, используя инструменты кредитно-денежной политики (то есть воздействуя на предложение денег), можно менять уровень про­центной ставки, что в конечном счете скажется на объеме производи­мого национального дохода и уровня занятости. Однако на денежном рынке государство может контролировать либо предложение денег, ли­бо процентную ставку, так как одновременно регулировать оба этих параметра невозможно. В определенных ситуациях предпочтение отдается мероприятиям, направленным на стабилизацию процентных ставок (обычно в период повышения деловой активности). Но если раскручи­ваются инфляционные процессы, то внимание переключается на стаби­лизацию денежного предложения. В настоящее время Центральный банк проводит гибкую политику, которая сглаживает колебания нацио­нальною дохода и занятости. Возможности более активного воздейст­вия государства на воспроизводственный процесс в целом связаны с фискальной экономической политикой, которая оказывает воздействие на экономику через рынок товаров и услуг. Политика манипулирования налогов и правительственных расходов тесно связана с кредитно-денежной и в совокупности представляет собой стабилизационную по­литику, направленную на регулирование экономики.

Через контроль за выпуском банкнот Центральные банки в эко­номике регулируют денежное обращение и поддерживают стабильность покупательной силы национальных валют. Ключевыми в этом механиз­ме являются: 1) основная доля расчетов через банки осуществляется без привлечения наличных средств. Предприятиям и частным лицам посто­янно требуется какое-то количество денег в форме банковских билетов Центрального банка. Частная банковская сфера выдает кредиты, значи­тельная, часть которых поступает на банковские счета. Эти, средства при расчетах вообще не снимаются со счетов, а лишь переводятся со счета одного клиента на счет другого: 2) Важную роль в механизме контроля за предложением денежной массы играет система обязатель­ных резервных депозитов. Согласно законодательству, частные коммер­ческие банки, выдавая кредит и принимая деньги на депозиты, обязаны определенный процент от этих средств отчислять в свой резервный фонд на депозит в Центральном банке. Эти средства там заморажива­ются и служат резервом на случай возникновения чрезвычайной по­требности в наличных деньгах.

Банкноты Центрального банка («деньги высокой эффективно­сти») являются для коммерческих банков заменителем золотых резервов прошлого. Определяя размер своей эмиссии, Центральный банк управ­ляет кредитной экспансией, заставляя частный банковский сектор сле­довать и подчиняться темпу экономической ситуации. Эмиссия допол­нительных банкнот Центрального банка расширяет базу для формиро­вания денежной массы, их изъятие из сферы обращения сокращает эту базу.

Если денежная масса включает в себя все наличные деньги и банковские депозиты, то денежная база, являясь составной частью де­нежной массы, включает в себя банковские резервы (кассовая налич­ность и депозиты на счетах Центрального банка, депозиты правительст­ва и коммерческих банков) и наличные деньги вне банков. Общий объ­ем денежной массы, состоящей в основном из кредитных денег (банковских депозитов), постоянно находится в определенной пропор­ции к резервам. Каждому банкноту, выпущенному Центральным, бан­ком (и представляющему собой его дебет — эта левая страница счета, куда вносятся все наличные поступления по данному счету, а также все числящиеся по этому счету долги и расходы), должна соответствовать позиция на стороне кредита (правая сторона счета» открываемого како­му-либо предприятию или лицу, на которую заносятся причитающиеся ему к уплате суммы, а в банках — также суммы, поступившие на счет какого-либо юридического или физического лица) — будь то кредит правительству, частному банковскому сектору или заграничные активы.

В разных странах вес соответствующих кредитных позиций раз­ный. Так, в США основная доля приходится на кредиты Центрального банка правительству на покупку облигаций государственных займов, в Японии большую роль играют кредиты Центрального банка частному банковскому сектору.

Центральный банк контролирует эмиссию банкнот. Суть этого контроля сводится к тем возможностям воздействия на рынок ссудных капиталов и ценных бумаг, которыми располагает Центральный банк и которые состоят из трех основных средств кредитно-денежной полити­ки: изменение учетной ставки процента, операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов банков. Центральный банк оказывает влияние своими мерами на процентные ставки или на коли­чество резервов для кредитной экспансии.

Важнейшим инструментом кредитно-денежной политики являет­ся купля-продажа государственных облигаций Центральным бан­ком, которая на финансовом чзыке носит название «операции на от­крытом рынке». Центральный банк может покупать государственные облигации у коммерческих банков, предприятий, организации и насе­ления или продавать их. Если Центральный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции резервы коммерческих банков увеличиваются. После того как банки используют эти резервы, предоставляя их в кредит своим клиентам, депозиты будут увеличены в соответствии с эффектом мультипликационного расшире­ния. Следовательно, в результате покупки ценных бумаг Центральным банком возрастут и денежная база» и денежная масса. Прямо противо­положного эффекта можно добиться путем продажи государственных облигаций.

Другим инструментом кредитно-денежной политики являются манипуляции с нормой обязательных резервов, осуществляемые Цен­тральным банком. Изменение нормы обязательных резервов оказывает воздействие и на размер избыточных резервов, и на величину денежно­го мультипликатора. Если Центральный банк намерен увеличить де­нежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение этой нормы при прочих равных обстоятельствах неизбежно переведет часть обязательных резервов в избыточные, а, следова­тельно, расширит возможности создания новых денег путем кредитова­ния. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то Централь­ный банк добьется прямо противоположного эффекта: сокращения де­нежной массы. Коммерческие банки в этом случае потеряют часть сво­их избыточных резервов, и тем самым их возможности в части создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточны­ми и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно и предложение денег.

Третьим традиционным инструментом кредитно-денежной поли­тики является изменение учетной ставкй процента, то есть ставки, взи­маемой Центральным банком по ссудам, предоставляемым коммерче­ским банкам. С позиции коммерческих банков сумма учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением ре­зервов. Если уровень процентной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на ссуды Центрального банка возрас­тает, их кредитные возможности увеличиваются, а следовательно, уве­личится и денежная масса. Прямо противоположный результат будет получен в случае повышения процентной ставки.

Эффективность контроля за денежной массой зависит от про­порции, в которой под определенный размер резервов Центрального банка создается вся денежная масса. Эта пропорция называется банков­ским мультипликатором (множителем). Суть его заключается в том, что происходит, кумулятивное (взрывное) увеличение денежной, массы в си­лу того, что резервы (банкноты Центрального банка) движутся от одних экономических субъектов к другим (от банков к экономическим аген­там в нефинансовом секторе и обратно). Величина мультипликатора неодинакова для разных стран. Она зависит от величины вполне опре­деленных параметров, одним из которых является норма обязательных банковских резервов (высока или низка), поддается контролю со сторо­ны Центрального банка.

Таким образом, предложение денежной массы формируется, соз­дается и контролируется Центральным банком. Самостоятельно опреде­ляя размеры своей денежной эмиссии и зная величину банковского мультипликатора (а в случае необходимости и влияя на эту величину посредством нормы обязательных банковских резервов), Центральный банк задает каждый раз экономике определенный объем денежной мас­сы.

Объем денежной массы влияет на процентные ставки и уровень деловой активности, и поэтому действия и решения Центрального банка не могут быть абсолютно произвольными. Контроль со стороны Центрального банка не носит абсолютного характера, но степень его вполне достаточна. Используя перечисленные выше инструменты кре­дитно-денежной политики, Центральный банк может регулировать ве­личину денежной массы в национальной экономике и тем самым оказывать необходимое воздействие на циклические изменения в экономи­ке.

Действия государства, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, принято называть кредитно-денежной политикой государства. Иногда ее называют монетарной или денежной политикой правительства. Кредитно-денежная политика, в сущности, преследует те же самые цели, что и фискальная (налоговая) политика (совокупность осуществляемых государством мероприятий в сфере на­логообложения и государственных расходов) — обеспечение роста на­ционального дохода, полной занятости и стабильности цен. Однако в отличие от фискальной политики кредитно-денежная политика оказы­вает воздействие на национальную экономику не через реальный рынок — рынок товаров и услуг, а с помощью рынка денег.

Изменения на денежном рынке влекут за собой изменения на рынке товаров и услуг. В условиях низкой экономической конъюнкту­ры увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит, как пра­вило, к возрастанию национального дохода. С другой стороны наобо­рот, ограничение объема денежной массы способно предотвратить «перегрев» экономики и развитие инфляции.


В основе кейнсианского подхода к проведению кредитно- денежной политики лежит представление о том, что ситуация на де­нежном рынке определяется уровнем процентной ставки. Сложившийся уровень процентной ставки, в свою очередь, имеет решающее значение для принятия бизнесом инвестиционных решений: низкий уровень про­центной ставки стимулирует увеличение инвестиций, высокий — затухание инвестиционной деятельности. Изменение же объема инвестиций с помощью мультипликатора вызывает соответствующие изменения в объеме национального дохода. Следовательно, манипулируя инструмен­тами кредитно-денежной политики, то есть воздействуя на предложение денег, можно менять уровень процентной ставки, что в конечном итоге скажется на объеме производимого обществом национального дохода и уровне занятости населения. Наряду с кейнсианским подходом к проведению кредитно-денежной политики существует и альтернативный под­ход, котороа придерживаются представители монетаристской школы. Кейнсианцы рекомендуют осуществлять и сударственный контроль за эффективным спросом, в то время как монетаристы видят в государст­венном регулировании силу, разрушающую способность хозяйственной системы к саморегулированию.