Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Безналичные расчеты: платежное поручение, чек, аккредитив

Рубрика: Расчеты и платежи

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет свои специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

— платежными поручениями;

— платежными требованиями-поручениями;

— чеками;

— аккредитивами.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению только в случае их соответствия стандартизированным требованиям. Любой расчетный документ обязательно содержит такие реквизиты, как

— наименование;

— номер;

— наименование плательщика, № счета, наименование банка плательщика и № коррсчета;

— наименование получателя средств, № его счета в банке, наименование банка получателя и № его коррсчета;

— назначение платежа (в чеке не указывается);

— сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногородном или иногородном учреждении банка. ПП выписывается плательщиком на бланке установленной формы и предоставляется в банк в 4 экземплярах. ПП принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Расчеты ПП имеют ряд достоинств сравнительно с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Все названное делает расчеты ПП наиболее перспективной формой.

ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. ПТП выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием ПТП на инкассо в банке поставщика. (ИНКАССО – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам высылает ПТП в банк плательщика через органы связи или спецпочтой. Инкассовые услуги предоставляются за комиссионное вознаграждение). Т.к. инициатива оплаты в случае ПТП исходит от поставщика, оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) плательщика. Существует несколько видов и соответствующих процедур акцепта. Действующее законодательство предусматривает при использовании в расчетах ПТП акцепт только предварительного характера (т.е. акцепт до списания средств со счета).

ЧЕК – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки. ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на зарплату, командировочные, хознужды, закупку продукции у сельхозтоваропроизводителей. РАСЧЕТНЫЕ ЧЕКИ применяются для безналичных расчетов. РЧ – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Отличие РЧ от ПП в том, что РЧ, хотя и выписывается также плательщиком, но передается плательщиком получателю в момент совершения хоз.операции, а получатель уже передает РЧ в банк плательщика для оплаты. В настоящее время используются лишь чеки из лимитированных чековых книжек. ЛЧК представляет собой сброшюрованные в виде книжки РЧ (10, 20, 25, 50 листов) которые могут быть выписаны плательщиком на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

АККРЕДИТИВ – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. АК может быть использован как в одногороднем, так и в иногороднем платежном обороте. АК предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия АК не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов данная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. АК могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). ПОКРЫТЫМ считается АК, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке-эмитенте может быть произведено за счет выдачи ссуды поставщику. НЕПОКРЫТЫМ считается АК, по которому платежи поставщику гарантирует банк плательщика. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный АК. Такое ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет только в пользу первоклассных проверенных клиентов, и при условии установления между банком-эмитентом и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного АК банк-эмитент предоставляет право исполняющему банку списывать платежи по АК в пользу поставщика – получателя средств, со своего корреспондентского счета. Каждый АК должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что АК отзывной. ОТЗЫВНОЙ аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. При этом, однако, исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. БЕЗОТЗЫВНОЙ аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Для получения средств по АК поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий АК, правильность оформления документов, и только после этого производит выплаты по АК.

Инструментами безналичных расчетов принято также считать вексельные и факторинговые операции. Поскольку это тема отдельного разговора, на данном этапе только их упоминанием и следует ограничиться.

Разумеется, денежное обращение не ограничивается БН расчетами, и кассовая деятельность коммерческого банка (работа с наличными деньгами) образует наряду с обслуживанием БН расчетов единый комплекс расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Предприятия и организации (клиенты банка) обязаны осуществлять свои операции с наличными деньгами в рамках утвержденного Минфином и МНС РФ порядка ведения кассовых операций. Так, любые учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий.

Прием наличных денег предприятиями при расчетах с населением производится с использованием контрольно-кассовых машин. предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятия. Всю наличность сверх лимита предприятие обязано сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с банком. Лимит остатка кассы устанавливается исходя из особенностей деятельности конкретных предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды. Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение коммерческого банка имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Внутри оборотной кассы существуют свои подразделения, такие как приходная касса, расходная касса, касса пересчета.

Прием наличных от клиентов осуществляет приходная касса. Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов. Документ – объявление на взнос наличными. Кассир принимает деньги от клиента с полистным пересчетом. При сдаче денег через инкассацию заполняется накладная, сверяются пломбы на инкассаторских сумках, составляется справка. По окончании операционного дня вся принятая наличность должна быть оприходована на расчетные (текущие) счета клиентов. В случае избытка наличности в кассе можно оформить заявку в РКЦ, передать туда наличность и получить взамен пополнение на идентичную сумму коррсчета банка.

Обработку купюр осуществляет касса пересчета. Пересчет, сортировка, склейка, штамповка, упаковка.

Выдачу наличных по заявкам клиентов осуществляет расходная касса. Выдача наличных предприятиям и организациям производится на основе кассовых заявок, календаря выдач зарплаты и т.п. Деньги выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Кроме того, деньги могут выдаваться по расходным кассовым ордерам. Каждое утро в банке планируется выдача наличных из кассы. В случае недостатка кассовой наличности оформляется заявка в РКЦ, после чего оттуда поступают наличные деньги в требуемом количестве, и на идентичную сумму снижается остаток по коррсчету банка в РКЦ.