Источники определения будущего спроса
Рубрика: ПроизводствоИсторические источники
Очевидным первым шагом при определении компонентов базовых продуктов для Рациональной линии будет использование той же структуры спроса, которая применялась при проведении анализа Парето. Градация исторически сложившегося спроса на всю продукцию уже выявила ±20% товаров, которые приносят +80% выручки. Исходя из этого перечня, с помощью дальнейшей экстраполяции можно составить модифицированный список продукции, который представляет собой все промышленные процессы, необходимые для ее производства. На основании этого команда по материалам (одно из подразделений группы по разработке Рациональной линии) несет ответственность как за определение списка продукции, так и за объемы ее выпуска при разработке Рациональной линии.
Определение спроса на основании этого списка должно быть прямым и логичным. К счастью, задокументированный период истории не подлежит иным трактовкам. Продукт или был продан, или нет. И хотя удивление может вызывать количество проданной продукции определенного вида, сам факт ее продажи бесспорен. Однако может ли быть использован подобный уровень спроса, полученный на основе анализа объемов спроса прошлых лет, для проектирования Рациональной линии? Опора на одни только исторические источники еще не может служить надежным основанием для прогнозирования будущего спроса. На объемы продаж в прошлом могли оказывать влияние разные факторы. Последующие размышления помогут в определении наилучшего уровня спроса при создании Рационального производства.
Интуитивное знание
Такой тип знания относится к категории инстинктивного чувства. Подобного рода информация не может быть подкреплена фактами, она базируется на интуиции. Производственная группа зачастую является лучшим источником таких сведений. В процессе производства группа на основании объемов изготавливаемой продукции часто предсказывает тенденции уровня ее спроса, и это происходит даже до того, как ее увидят отделы маркетинга и продаж. Группа также может обнаруживать потребность в запасных частях и обслуживании, что может сигнализировать о смещении предпочтений потребителей от одной модели к другой.
Само по себе интуитивное знание не следует использовать при прогнозировании спроса во время проектирования Рациональной линии, но и пренебрегать им тоже не стоит. Это знание может в буквальном смысле открыть глаза члену команды, несущему ответственность за определение объемов производства будущей линии.
В большинстве компаний, использующих систему MRP, обязанность прогнозирования ложится на группы маркетинга и продаж. Иногда эту ответственность перекладывают на производственную группу, обладающую интуитивным знанием. В данном случае группа выполняет свою работу довольно легко, так как кому-то надо устанавливать график производства. График, в свою очередь, требует определения уровня будущего спроса.
Когда производственную группу обязывают дать прогноз своей же работы, она должна опираться только на инструменты, имеющиеся в ее распоряжении, — исторический опыт и интуицию. К сожалению, эти инструменты обладают малыми возможностями прогнозирования будущего. Производственников редко вовлекают в дискуссии, ведущиеся между отделами продаж и маркетинга; они мало осведомлены о будущих маркетинговых программах или ожидаемых изменениях на рынке, которые в состоянии оказывать воздействие на уровень будущего спроса. Тем не менее даже при минимуме информации производственная группа может действовать с достаточной точностью. Перекладывание на нее ответственности за прогнозирование будущего спроса означает уменьшение обязанностей отделов продаж и маркетинга.
Прогноз
Прогнозы часто являются объектом многочисленных насмешек и служат удобным оправданием недостигнутых показателей производительности. Истина заключается в том, что ни один прогноз не бывает точным на 100%. Если бы было возможным точно предсказывать будущее, специалисты занимались бы чем-нибудь более выгодным, чем прогнозированием продаж, например, предсказанием биржевых курсов. С появлением инструментов прогнозирования и компьютерных программ моделирования, доступных производителям сегодня, наука прогнозирования, похоже, не стала точнее, чем она когда-либо была или будет.
Люди, ответственные за составление прогнозов, не ошибаются намеренно, и им не нравится быть объектами постоянных насмешек. Они относятся к своим задачам серьезно и делают все, что могут при помощи тех инструментов и на основании тех данных, которые имеются в распоряжении. Разрабатывая прогнозы будущего спроса на продукцию Рациональной производственной линии, они обычно пользуются самой объективной из доступной информации. В отличие от производства, которое полагается исключительно на историческую и интуитивную информацию, специалисты в области прогнозирования могут опереться на ценные эмпирические данные.
Работают обычно прогнозисты в отделах сбыта и маркетинга. Они участвуют в ключевых совещаниях по планированию, в обсуждении стратегий в отношении новых продуктов, в обсуждении перемен в предпочтениях потребителей и предстоящих корпоративных маркетинговых акций. В отличие от производства они обладают лучшим видением будущего, знаниями о последующих маркетинговых программах и возможных переменах на рынке, в силу чего их вклад в прогнозирование будущего спроса для Рациональной линии имеет решающее значение.
Прогнозирование является неточной наукой из-за влияния следующих двух основных факторов:
►Точный прогноз будущего спроса почти невозможен, когда речь идет о продажах бесчисленного количества вариантов конечных товаров. Точность повышается, если прогноз относится к семействам продуктов, а не к отдельным конечным изделиям.
►Чем продолжительнее производственный цикл и чем длиннее период прогнозирования, тем менее точным будет прогноз.
Если прогноз используется для предсказания всех изменений в завтрашних продажах, то, вероятно, он будет весьма точным. Если тот же прогноз используется для предсказания продаж той же номенклатуры продукции на период от б до 8 недель (время, в течение которого потребитель ожидает выполнение заказа), он, скорее всего, будет весьма неточным.
Так как же прогноз спроса на продукцию на период 12, 24 или 36 месяцев может быть достаточно точным, чтобы на его основе спроектировать Рациональную производственную линию? Ключ к составлению как можно более точного прогноза спроса — меньшая детализация при определении номенклатуры продукции. Базовые продукты, которые будут производиться на Рациональной линии, выбираются путем оптимизации по правилу 80/20. Нередко случается, что тысячи наименований конечных продуктов сокращаются до небольшого количества компонентов или их семейств. Главный критерий, о котором необходимо помнить при сокращении количества наименований продукта, — это наличие в списке всех производственных процессов. Благодаря тому что прогнозирование спроса ограничивается небольшим количеством наиболее распространенных продуктов или семейств продуктов, повышается точность прогноза.
При использовании методов Рационального производства продукт определяется как сумма материалов и объема работы, необходимых для его производства. Рациональная линия в конечном счете проектируется на основании объема и номенклатуры спроса, при этом составляется план физического размещения производственных ресурсов, необходимых для удовлетворения прогнозируемого спроса, в заводском цехе. Объем может оказывать влияние на проект линии. Но если фактическая номенклатура продукции отклоняется от номенклатуры, для которой выполнялось прогнозирование, то насколько различным будет фактическое содержание работы в разных моделях? Верно то, что и номенклатура, и объем спроса могут влиять на материалы, однако изменения номенклатуры воздействуют на содержание работы, используемой для проектирования линии, незначительно.
Это прекрасное свойство Рациональной производственной линии, поскольку оно обеспечивает максимальную гибкость, предоставляя возможность производить любую модель любого продукта в любой день, ограниченную только наличием необходимых компонентов. Производственные ресурсы Рациональной линии статичны и могут каждый день перераспределяться для производства любого продукта.
Знание рынка
Прогнозирование начинается с рассмотрения исторических данных и экстраполяции их на будущее. Исторические данные носят объективный характер. Они просто отражают историю продаж определенной номенклатуры и объемов продукции. Другую субъективную и количественную информацию, имеющую значение для прогноза будущего спроса, добывают и используют для модификации исторических данных с целью разработки как можно лучшего прогноза. Обычно количественным, абсолютным данным доверяют больше, чем субъективной информации. Знание рынка является важным компонентом предсказания будущего спроса. Эта информация имеет решающее значение при определении мощности будущей Рациональной линии. Отдел маркетинга имеет лучшее представление о будущем, чем любое другое подразделение организации. Тем не менее даже при использовании самой лучшей информации для составления прогноза он редко бывает на 100% точным.
Поскольку Рациональная линия проектируется исходя из прогноза спроса на период от 18 до 36 месяцев, изменения номенклатуры продукции или объема неизбежны. Большинство компаний разрабатывают стратегические планы на будущее. Основываясь на своем знании клиентской базы компании и общего направления развития рынка, отделы продаж и маркетинга способны более точно предсказывать потенциальные изменения номенклатуры и объема производства в процессе выбора базовых продуктов. Они также обладают информацией о рекламных акциях, компаниях по стимулированию сбыта, о деятельности конкурентов и рыночных стратегиях.
Знание рынка субъективно, и ему может придаваться меньшее значение, чем историческим данным, однако это знание может оказаться полезным при рассмотрении списка базовых продуктов и соответствующих потребностей. При таком пересмотре может выясниться информация, которая приведет к внесению в окончательный список дополнительных изменений.
Поскольку список продуктов и будущих потребностей имеет важное значение для проекта Рациональной линии, окончательный список должен быть одобрен и утвержден руководящим комитетом.