Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Что необходимо чтобы сделать производство экономически выгодным

Рубрика: Производство

В обрабатывающей промышленности нет недостатка в специальных терминах, модных словечках, аббревиатурах, наставлениях, ба­нальностях, советах или догмах Новой Эры. Терминология может на­водить ужас! Существуют JIT, TQM, TOC, TQC, CFM, ERP, MRPn MRPII, Agile и Leanl Недавно в языковой винегрет были добавлены такие термины, как APS, ASP, CRM, MES, SCM, е-коммерция, е-бизнес, е-рынок, е-исполнение, е-закупка и е-производство, WMS, ALM, С2Ь, ЕГО, PLM, ЕАМ.

Существует так много новых технологий, что мы зачастую осозна­ем, что не справляемся с нашей обязанностью сравнивать и противо­поставлять их друг другу, с тем чтобы обосновать наше решение следо­вать одной революционной тенденции в ущерб другой. Мы испытываем чувство вины за то, что у нас нет возможности в полной мере понять и последовательно использовать на практике каждую из этих чудесных технологий. Более того, мы можем избегать честной дискуссии из стра­ха обнаружить недостаток глубоких знаний конкретного предмета. Слишком сложно уследить за всеми изменениями!

От всех этих передовых технологий голова идет кругом! Но так не должно быть. Мы все являемся членами производственного сооб­щества и стремимся к одному и тому же — использовать производство как источник рыночных преимуществ для захвата большей доли своего рынка. Терминология лишь описывает выбор методологии, используе­мой для достижения этой цели.

Почему размер доли рынка является таким важным показателем? Он определяет, каким продуктам компании потребитель отдает пред­почтение по сравнению с продуктами конкурента. Рассмотрим преиму­щества обладания 100%-ной долей рынка, с арены которого были вы­теснены все конкуренты. Такая позиция позволяет получать прибыль за счет увеличения цен. Согласно модели «отпускная цена = затраты + + прибыль», производитель, имеющий 100%-ную долю рынка, может устанавливать свою отпускную цену, и тогда его прибыль будет ограничена только объемами продаж. Поскольку установление отпускной цены является весьма привлекательной перспективой, все производи­тели должны бороться за завоевание абсолютной доли рынка, стремясь к получению максимальной прибыли в качестве конечной цели, — со­вершенная модель капитализма!

К счастью для потребителей, та же самая модель капитализма поз­воляет быть участниками одного и того же рынка многим производи­телям. Результатом этого является тот факт, что лишь немногие из них достигают триумфа обладания всем рынком, остальные же должны делить его со своими конкурентами. В условиях конкуренции, когда поставщиков можно выбирать, именно покупатель устанавливает от­пускную цену. В этом случае модель будет такой: «прибыль = отпуск­ная цена — себестоимость». Следовательно, прибыль производителя определяется внешними факторами, а именно тем, сколько потреби­тель готов заплатить. У производителя остается единственный способ достижения желаемого уровня прибыли — регулирование собствен­ных затрат.

С учетом того что конкуренты на одном и том же рынке предлага­ют, по существу, одни и те же технические решения общему множес­тву потребителей, которое диктует отпускную цену, то каким образом производитель может выделиться из массы своих конкурентов в борь­бе за долю рынка? Что он может сделать, чтобы убедить клиентов по­купать именно его продукты? На каком основании он может заявить своим клиентам: «Покупайте у меня, ведь я продаю лучшее»?

Один из путей — постоянная доработка продукта с целью сделать его современнее, лучше, красивее, быстрее, громче, больше и привле­кательнее, чем у конкурентов. К сожалению, эти элементы создания отличительных качеств относятся к полю деятельности отделов сбыта, маркетинга и инженерного проектирования. Возможности производи­телей в сфере увеличения притягательности продуктов невелики.

Потенциальный вклад производства в создание отличительных ка­честв продукта, как правило, ограничивается стоимостью производс­тва, которая влияет на прибыльность. Поскольку желаемая маржа прибыли считается провозглашенной корпоративной целью, произ­водство обычно не имеет возможности добиваться снижения прибыли для компенсации большей себестоимости продукции. Это накладыва­ет на производство обязанность экономно управлять себестоимостью продуктов, компонентами которой являются материалы, труд и на­кладные расходы. К другим свойствам, отличающим продукт на рын­ке и входящим в компетенцию производства, относятся срок поставки и качество.

Логика вышесказанного показывает: неудивительно, что произ­водители тратят столько времени на поиски совершенной производс­твенной системы. Движимые необходимостью способствовать успеху своих компаний в сочетании с неудовлетворенностью ограничениями, свойственными существующим методам, они продолжают искать «Свя­той Грааль» производства. Именно поиск безупречной системы порож­дает бесчисленное количество терминов и специальных слов. Какая методология может послужить волшебной палочкой, которая решит задачи уменьшения времени отклика, сокращения запасов, достиже­ния уровня качества, измеряемого единицами дефектов на миллион выпускаемых изделий, и снижения накладных расходов? Как еще, по­мимо оптимизации операций по этим критериям, производство может помочь компании выделиться из множества конкурентов и увеличить свою долю рынка?

Активные компании не пасуют перед этими трудностями. Сочета­ние самой низкой цены и самого высокого качества с самыми коротки­ми сроками поставок — непревзойденное оружие конкурентной борь­бы для захвата доли рынка. Умение соответствовать запросам клиентов или превосходить их ожидания обеспечивает значительное преиму­щество перед конкурентами, неспособными этого достичь. Последова­тельное обеспечение таких отличительных качеств должно быть базо­вой компетенцией каждой производственной компании, позволяющей торговому аппарату превосходить любых конкурентов там, где клиент рассчитывает на быструю поставку, низкую цену и высокое качество.

Конкуренты, разумеется, не сидят сложа руки, ожидая действий ли­дера. Они непрерывно ищут способы для подтверждения отличитель­ных качеств собственной продукции. В поисках ответа на эти вызовы многие производители начали подвергать сомнению существующие системы и используемые сегодня методы. Многие из них достигли оп­тимальной эффективности существующих производственных систем лишь для того, чтобы обнаружить, что этого все равно недостаточно.

Сегодняшние инструменты операционных систем рассчитаны на максимизацию производительности и использования рабочей силы при минимизации применения покупных материалов. Опытные поль­зователи признают, что эти инструменты прекрасно выполняют свое предназначение, однако часто обнаруживают, что им приходится идти на компромисс с другими переменными факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность их компаний. Кроме того, сами инструменты часто начинают требовать их обслуживания. Системы часто становятся иллюстрацией к пословице «хвост виляет собакой», когда ограничения, накладываемые системными инструментами, начи­нают диктовать тактику действий в цеху.

В качестве альтернативы тому, чтобы просто пытаться в очеред­ной раз выжать дополнительные возможности из существующих сис­темных инструментов, многие производственные компании начали присматриваться к методам бережливого производства как способу достижения конкурентных преимуществ. Бережливое производство представляет собой операционную систему совершенно иного рода. Бережливые методы в применении к производству — это ряд техник, при помощи которых временные элементы работы, необходимой для производства продуктов, выполняются последовательно, один за дру­гим, в установленном темпе без времени ожидания, времени простоя в очереди или других задержек. Задача бережливого производс­тва — проектирование и внедрение производственной линии, способ­ной изготавливать разные виды продуктов ровно за то время, которое действительно необходимо для их выработки. Время ожидания, время простоя в очереди и другие задержки в бережливом производстве рас­сматриваются как бесполезные и значительно сокращаются или ликви­дируются полностью.