Что необходимо чтобы сделать производство экономически выгодным
Рубрика: ПроизводствоВ обрабатывающей промышленности нет недостатка в специальных терминах, модных словечках, аббревиатурах, наставлениях, банальностях, советах или догмах Новой Эры. Терминология может наводить ужас! Существуют JIT, TQM, TOC, TQC, CFM, ERP, MRPn MRPII, Agile и Leanl Недавно в языковой винегрет были добавлены такие термины, как APS, ASP, CRM, MES, SCM, е-коммерция, е-бизнес, е-рынок, е-исполнение, е-закупка и е-производство, WMS, ALM, С2Ь, ЕГО, PLM, ЕАМ.
Существует так много новых технологий, что мы зачастую осознаем, что не справляемся с нашей обязанностью сравнивать и противопоставлять их друг другу, с тем чтобы обосновать наше решение следовать одной революционной тенденции в ущерб другой. Мы испытываем чувство вины за то, что у нас нет возможности в полной мере понять и последовательно использовать на практике каждую из этих чудесных технологий. Более того, мы можем избегать честной дискуссии из страха обнаружить недостаток глубоких знаний конкретного предмета. Слишком сложно уследить за всеми изменениями!
От всех этих передовых технологий голова идет кругом! Но так не должно быть. Мы все являемся членами производственного сообщества и стремимся к одному и тому же — использовать производство как источник рыночных преимуществ для захвата большей доли своего рынка. Терминология лишь описывает выбор методологии, используемой для достижения этой цели.
Почему размер доли рынка является таким важным показателем? Он определяет, каким продуктам компании потребитель отдает предпочтение по сравнению с продуктами конкурента. Рассмотрим преимущества обладания 100%-ной долей рынка, с арены которого были вытеснены все конкуренты. Такая позиция позволяет получать прибыль за счет увеличения цен. Согласно модели «отпускная цена = затраты + + прибыль», производитель, имеющий 100%-ную долю рынка, может устанавливать свою отпускную цену, и тогда его прибыль будет ограничена только объемами продаж. Поскольку установление отпускной цены является весьма привлекательной перспективой, все производители должны бороться за завоевание абсолютной доли рынка, стремясь к получению максимальной прибыли в качестве конечной цели, — совершенная модель капитализма!
К счастью для потребителей, та же самая модель капитализма позволяет быть участниками одного и того же рынка многим производителям. Результатом этого является тот факт, что лишь немногие из них достигают триумфа обладания всем рынком, остальные же должны делить его со своими конкурентами. В условиях конкуренции, когда поставщиков можно выбирать, именно покупатель устанавливает отпускную цену. В этом случае модель будет такой: «прибыль = отпускная цена — себестоимость». Следовательно, прибыль производителя определяется внешними факторами, а именно тем, сколько потребитель готов заплатить. У производителя остается единственный способ достижения желаемого уровня прибыли — регулирование собственных затрат.
С учетом того что конкуренты на одном и том же рынке предлагают, по существу, одни и те же технические решения общему множеству потребителей, которое диктует отпускную цену, то каким образом производитель может выделиться из массы своих конкурентов в борьбе за долю рынка? Что он может сделать, чтобы убедить клиентов покупать именно его продукты? На каком основании он может заявить своим клиентам: «Покупайте у меня, ведь я продаю лучшее»?
Один из путей — постоянная доработка продукта с целью сделать его современнее, лучше, красивее, быстрее, громче, больше и привлекательнее, чем у конкурентов. К сожалению, эти элементы создания отличительных качеств относятся к полю деятельности отделов сбыта, маркетинга и инженерного проектирования. Возможности производителей в сфере увеличения притягательности продуктов невелики.
Потенциальный вклад производства в создание отличительных качеств продукта, как правило, ограничивается стоимостью производства, которая влияет на прибыльность. Поскольку желаемая маржа прибыли считается провозглашенной корпоративной целью, производство обычно не имеет возможности добиваться снижения прибыли для компенсации большей себестоимости продукции. Это накладывает на производство обязанность экономно управлять себестоимостью продуктов, компонентами которой являются материалы, труд и накладные расходы. К другим свойствам, отличающим продукт на рынке и входящим в компетенцию производства, относятся срок поставки и качество.
Логика вышесказанного показывает: неудивительно, что производители тратят столько времени на поиски совершенной производственной системы. Движимые необходимостью способствовать успеху своих компаний в сочетании с неудовлетворенностью ограничениями, свойственными существующим методам, они продолжают искать «Святой Грааль» производства. Именно поиск безупречной системы порождает бесчисленное количество терминов и специальных слов. Какая методология может послужить волшебной палочкой, которая решит задачи уменьшения времени отклика, сокращения запасов, достижения уровня качества, измеряемого единицами дефектов на миллион выпускаемых изделий, и снижения накладных расходов? Как еще, помимо оптимизации операций по этим критериям, производство может помочь компании выделиться из множества конкурентов и увеличить свою долю рынка?
Активные компании не пасуют перед этими трудностями. Сочетание самой низкой цены и самого высокого качества с самыми короткими сроками поставок — непревзойденное оружие конкурентной борьбы для захвата доли рынка. Умение соответствовать запросам клиентов или превосходить их ожидания обеспечивает значительное преимущество перед конкурентами, неспособными этого достичь. Последовательное обеспечение таких отличительных качеств должно быть базовой компетенцией каждой производственной компании, позволяющей торговому аппарату превосходить любых конкурентов там, где клиент рассчитывает на быструю поставку, низкую цену и высокое качество.
Конкуренты, разумеется, не сидят сложа руки, ожидая действий лидера. Они непрерывно ищут способы для подтверждения отличительных качеств собственной продукции. В поисках ответа на эти вызовы многие производители начали подвергать сомнению существующие системы и используемые сегодня методы. Многие из них достигли оптимальной эффективности существующих производственных систем лишь для того, чтобы обнаружить, что этого все равно недостаточно.
Сегодняшние инструменты операционных систем рассчитаны на максимизацию производительности и использования рабочей силы при минимизации применения покупных материалов. Опытные пользователи признают, что эти инструменты прекрасно выполняют свое предназначение, однако часто обнаруживают, что им приходится идти на компромисс с другими переменными факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность их компаний. Кроме того, сами инструменты часто начинают требовать их обслуживания. Системы часто становятся иллюстрацией к пословице «хвост виляет собакой», когда ограничения, накладываемые системными инструментами, начинают диктовать тактику действий в цеху.
В качестве альтернативы тому, чтобы просто пытаться в очередной раз выжать дополнительные возможности из существующих системных инструментов, многие производственные компании начали присматриваться к методам бережливого производства как способу достижения конкурентных преимуществ. Бережливое производство представляет собой операционную систему совершенно иного рода. Бережливые методы в применении к производству — это ряд техник, при помощи которых временные элементы работы, необходимой для производства продуктов, выполняются последовательно, один за другим, в установленном темпе без времени ожидания, времени простоя в очереди или других задержек. Задача бережливого производства — проектирование и внедрение производственной линии, способной изготавливать разные виды продуктов ровно за то время, которое действительно необходимо для их выработки. Время ожидания, время простоя в очереди и другие задержки в бережливом производстве рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются или ликвидируются полностью.