Прохождение компонентов однократного использования через систему канбан
Рубрика: ПроизводствоПланирование производства на Рациональном предприятии значительно упрощается тем, что поток работы направляется через фабрику самой ее планировкой и сигнализацией канбан. Планирование производства выполняется путем выстраивания последовательности операций Рациональной линии, в которой первая операция располагается на уровне завершенной продукции. Сборочные узлы производятся в фидерных процессах, работа которых запускается сигналами по методу IPK. Продукция фидерного процесса непосредственно потребляется идущим ниже по потоку процессом, а последующее производство начинается по сигналу IPK.
Поскольку продукты выпускаются по одной единице за один раз, они могут следовать вниз по Рациональной линии и фидерным процессам в том же порядке, в каком поступили заказы клиентов. Благодаря этому эффекту шестеренки, при котором все рабочие места завершают свои рабочие задания и переходят к выполнению следующих в одно и то же время, плановику остается только определить порядок производства. Используя методологию сигнализации IPK («первым пришел — первым ушел»), оператор на первом рабочем месте Рациональной линии начинает обработку следующей единицы продукции в том порядке, который выбрал плановик. Это относится также к первой операции в любом фидерном процессе. Чтобы начать производство, операторы должны знать, какой сборочный узел следующий в последовательности. В конце фидерного процесса, когда сборочный узел завершен, он сразу потребляется той конкретной моделью, для которой этот сборочный узел требуется.
В особых случаях, таких как изготовление изделия по специальному заказу, может возникнуть необходимость в сопровождении продукта документом, описывающим конструкцию изделия согласно заказу. Эта карта отклонения от серийной конфигурации сопровождает изделие в течение его продвижения вниз по Рациональной линии. Она указывает операторам, какие компоненты необходимо установить для создания особенной конструкции изделия.
В случае стандартных компонентов, включенных в систему канбан, даже процесс предварительной сборки изделия по специальному заказу остается простым. Компоненты, указанные в карте отклонения от серийной конфигурации, потребляются непосредственно продуктом, и по мере необходимости выполняется обычный цикл пополнения канбан. Для производства продуктов, требующих компонентов однократного использования, нужны дополнительные затраты времени на управление материалами и их транспортировку. При применении канбан-процедур однократного использования, определенных системой канбан для продуктов, которые требуются редко и в малых количествах, специальные компоненты вытягиваются в процесс производства только после получения реального заказа клиента.
Исходя из фактического спроса, складских рабочих ежедневно нужно уведомлять о том, какие специальные компоненты необходимы и в какой точке потребления они будут использованы. Эта информация может сообщаться посредством набора карточек на доске последовательности или в табличном представлении. Необходимые материалы затем должны помещаться на рабочем месте в специально обозначенном секторе, чтобы оператор легко мог установить эти компоненты, когда карта отклонения от серийной конфигурации достигнет его рабочего места.
При проектировании двухбункерной канбан-системы пополнения материалов для рационализации выбора компонентов, включаемых в систему канбан, применялось правило Паре-то 80/20. Обычно бывает так, что наибольших затрат времени менеджмента требует управление компонентами однократного использования и определение порядка их следования. Затраты времени на управление этими компонентами составляют обратную величину по отношению к рационализации при выборе исходных компонентов системы канбан: 80% времени, затрачиваемого на управление, расходуется на 20% общей номенклатуры комплектующих. Эти самые 20% объема представляют собой 80% всех компонентов разового использования.
Очевидным решением этой дилеммы является стандартизация номенклатуры продуктов, ограничение конфигурации несколькими легко выполнимыми вариантами и устранение всех компонентов однократного использования. Когда номенклатура продукции компании по-настоящему приблизится к статусу линии товаров массового спроса, это может оказаться возможным.
К сожалению, для большинства производителей этот сценарий, вероятно, никогда не осуществится. Отделы сбыта многих компаний просто не хотят поступиться даже самой маленькой частью продаж ради стандартизации. Отделы сбыта воспринимают способность предлагать максимальную конфигурацию продуктов как важное конкурентное преимущество.
Таким образом, специалисты по планированию снабжения должны быть готовы ежедневно расходовать надлежащее время на управление этими специальными заказами клиентов и необходимыми для них компонентами однократного использования. Та часть времени управленцев, которая не расходуется на определение порядка последовательности и обеспечение снабжения компонентами однократного использования, должна посвящаться увеличению количества компонентов, включенных в стандартную систему канбан.
В конечном итоге выбор наилучшей стратегии для компании становится вопросом компромисса. Если продукты, в значительной степени конфигурируемые по желанию клиента, будут предлагаться по той же цене и на тех же условиях доставки, что и более стандартные продукты, производимые в большем объеме, то необходимо осознавать цену такой политики. Политика «любые продукты любым клиентам в любое время» предполагает неизбежность дополнительных затрат на снабжение единичными компонентами, нужными для выполнения этого обещания. Если компания готова нести эти материальные издержки, при этом достигая своих целей по доле рынка и норме прибыли, то эта политика, возможно, самая лучшая.
Оптимальная политика обработки заказов, как правило, находится где-то посередине. Система канбан представляет собой отличный инструмент для принятия этих решений в области ценовой политики и стратегии обслуживания. Исходная система канбан стартовала с сочетания 80/20. Какова будет стоимость сочетания 85/15, 90/10 или 95/5? Стоимость увеличения доли компонентов, включенных в систему канбан, необходимого для достижения этих целей по исполнению заказов, легко можно вычислить. После определения стоимости каждого из разных вариантов политики исполнения заказов можно выбрать тот, который наилучшим образом подходит для достижения намеченных объемов продаж или целей по проникновению на рынок.
Для клиентов, которые продолжают требовать компоненты однократного использования для своих особенных конфигураций, должна быть установлена альтернативная политика выполнения заказов с учетом времени, необходимого для получения специальных компонентов от поставщика, и любых дополнительных транспортных затрат, связанных с обработкой заказа. Все обязательства, предполагающие такую же цену и условия поставки, что и для стандартных изделий, не только приводят к хаосу на производстве и в отношениях с поставщиками, но и в конечном итоге несправедливы по отношению к клиентам.